Чем отличается редукторный стартер от обычного

Статья обновлена 09.04.2019

Стартер – это главный элемент пусковой системы двигателя. Он раскручивает вал до необходимой частоты вращения, тем самым обеспечивая скорость и эффективность запуска мотора. Изобретён он был больше ста лет назад. Со временем был доработан, в частности, оснащён редуктором, что позволило существенно увеличить его эффективность, сократить его энергопотребление, а заодно уменьшить размеры. Казалось бы, ответ на вопрос, какой стартер лучше – редукторный или обычный, очевиден. Но не всё так просто.

Какой стартер выбрать  — редукторный или классический

Оценивать эффективность любого технического решения нужно с учётом условий, в которых оно будет использоваться. Чтобы разобраться в достоинствах и недостатках разных пусковых устройств, рассмотрим их работу и назначение подробнее.

Принцип работы классического стартера

Классический стартер был разработан более века назад как удобная и безопасная альтернатива пусковой рукояти. Его устройство совершенствовалось, но принцип остался прежним:

  1. При повороте ключа в замке зажигания срабатывает реле включения.
  2. Ток поступает на тяговое реле (соленоид).
  3. Шестерня стартера входит в зацепление с шестернёй маховика.
  4. Усилие передаётся напрямую на маховик, и двигатель запускается. Обратно же крутящий момент не передаётся, благодаря так называемой обгонной муфте (бендиксу).
Фото стартера
Обычный и редукторный стартеры

Это исключительно простая и надёжная конструкция обеспечивала запуск всех советских автомобилей. Однако в мороз она часто подводила. Именно поэтому автомобили ВАЗ комплектовались пусковой рукоятью вплоть до конца 1980-х годов. Завести автомобиль с её помощью было почти невозможно, зато удавалось провернуть двигатель несколько раз, чтобы облегчить запуск при загустевшем масле.

Описание редукторного стартера

Редуктор – это устройство, изменяющее крутящий момент. Это то, чем отличается редукторный стартер от обычного (классического). Изменение крутящего момента позволило заметно повысить эффективность стартера. В частности, редукторные модели обеспечивают надёжный запуск в мороз (так как передают на двигатель достаточное усилие, чтобы провернуть загустевшее масло). Кроме того, это обеспечило устройству компактные размеры, что позволяет сразу отличить редукторное пусковое устройство от обычного на фото или в магазине.

Однако, усложнение конструкции неизбежно повлекло за собой снижение надёжности. Слабое место редукторных моделей – обгонная муфта, шестерня которой быстро изнашивается, из-за чего устройство перестаёт работать.

Отличия стартеров, достоинства и недостатки эксплуатации

После краткого обзора, что такое редукторный стартер  и чем он отличается от классического, можно сделать вывод, что эта модель однозначно предпочтительна для автомобилей, эксплуатируемых в черте города, а также в регионах с морозными зимами. Именно такие стартеры устанавливаются на современные легковые и грузовые автомобили: ВАЗ, ГАЗель, а также собираемые в России иномарки.

Обязательно почитайте:  Роторная косилка на трактор МТЗ

Однако в условиях дефицита запчастей и доступа к квалифицированному ремонту безопаснее отдать предпочтение более простому и надёжному варианту. Неслучайно пусковые устройства старого образца до сих пор устанавливаются автовладельцами на классику, используемую за городом и для дальних поездок, особенно в тёплом климате. Такую запчасть при желании легко починить «на коленке», да и выходит из строя она заметно реже современного аналога. Ещё одно достоинство классического стартера – низкая цена. На редукторных же моделях экономить не рекомендуется.

Заключение

Таким образом, каждый тип устройства имеет свои преимущества и недостатки, решение о выборе стартера остаётся за автовладельцем. Мы кратко рассмотрели устройство классического и редукторного стартера, затронули вопрос, как отличить их друг от друга и какой выбрать. Если в приоритете — надёжность, дешевизна и простота ремонта, выбираем классическое решение. Во всех остальных случаях рекомендуется отдать предпочтение более современному и эффективному механизму.

Читайте еще: