Экскаватор ЭО 4321
Статья обновлена 03.06.2017
Есть такие раритеты от прошлого, которыми мы можем гордиться. Мало того, можем пользоваться и в настоящее время, если они хорошо сохранились. К таковым относится и универсальный экскаватор ЭО 4321. Он начал выпускаться в далёком 1972 году на киевском заводе «Красный экскаватор». За короткий срок он снискал популярность и уважение со стороны механизаторов, строителей. Это был первый в СССР передвижной мобильный кран на гидравлических колёсах с поворотом 360%, с гидравлической стрелой. Такой экскаватор был очень востребован. Поэтому его выпустили в 70-е и 80-е годы большое количество. 35% выпускаемых экскаваторов той поры выпускалось на заводе «Красный экскаватор». Он с успехом стал трудиться во всех республиках страны.
Преимущества и недостатки
Универсальность машины заключалась в том, что к гидравлической навесной системе можно было крепить необходимое оборудование для работы, а потом снять. Обратную лопату можно менять. Их несколько, разной вместимости. К тому же этот основной рабочий инструмент можно было отсоединить, заменить грейфером, челюстями-захватами, долбёжным молотом, зубом-рыхлителем. Работает машина и в 40% мороза (с не обледенелыми грунтами), и в 40% жары. Следует отметить экономичность, эффективность экскаватора. Несмотря на многочисленные достоинства, эта машина имела недостатки. При длительном обслуживании гидравлические шланги дают течь. При чрезмерной работе с большими усилиями поворотная рама могла лопнуть.
Модель четвёртой группы специализированной техники, работала (и продолжает работать) в сельском хозяйстве, на транспорте, в строительстве. В армии машина прежде применялась в технических войсках. Но технические характеристики ЭО 4321 уступали западным машинам подобного типа. Поэтому в 1983 году машину модернизировали, стала выпускаться модель «А». Двигатель оставили прежним, а объём обратной лопаты увеличили. Улучшили гидравлику. Через 3 года после начала выпуска, в 1986 году модель «А» сняли с производства. Начался выпуск ЭО 4321Б, ещё более улучшенной машины. Она сильно отличалась по своим характеристикам от прежних двух моделей. Мотор заменили, лопаты усовершенствовали, поворотную раму сделали крепче, чтобы не ломалась при перегрузках.
Но, так как даже усовершенствованная машина уступала западной подобной технике, в 1989 году стали выпускаться ЭО-4322. После развала Союза киевский завод «Красный экскаватор» переименовался в ЗАО «Атек». Модель ЭО-4322 модернизировали. Стал выпускаться Атек 4321, по номенклатурной классификации переименованного завода, а так он считается как модель 4321В, потому что абсолютно повторяет все характеристики машины 80-х годов. Всё отличие от прежней модели заключается в том, что сделали другой дизель, а гидромотор установлен вверху платформы, а не внизу, Все 90-е годы выпускался этот экскаватор. Его можно узнать по характерному жёлтому и красному цвету покрытия. Теперь выпуск данной машины под вопросом. Уже несколько лет обанкроченный завод не работает. А знаменитые экскаваторы 70 – 80-х годов можно купить б/у. Они до сих пор успешно трудятся по всей территории бывшего Союза, в том числе и в России. Сейчас аналогом этой машины являются российский ЭК-18.
Общие технические характеристики
Машина с основным ковшом весит 18, 8 тонн, обладает следующими параметрами:
- объём ковша – 30,5/0,8 м.;
- подъём ковша – до 5,6 м.;
- копает до глубины 5,5 м.;
- выгрузка грунта на расстоянии – 7 метров 16 см.;
- размер – 9,9х2,84х3,99м.;
- передвигается со скоростью 20 км/ч.;
- длина машины – 9 метров 90 см.;
- от левого борта платформы до правого – 2 метра 84 см.;
- усилие для копания грунта – 150 кН;
- круг радиуса поворота – 7 метров 30 см.;
- вместимость топливного бака – 320 л.
- за минуту платформа может повернуться 11, 5 раз.
Машина имеет широкопрофильные колёса, сменные ковши, лопаты. Сменное оборудование: крюковая подвеска, буры, молот, грейферы, зуб-рыхлитель.
Характеристики дизеля
У экскаватора 4-х тактный 4-х цилиндровый мотор СМД-17М, он имеет такие параметры;
- объём – 6,3 л.;
- скорость оборотов – 1950 об/мин.;
- сила – 58,8 (80) КВт (л.с.);
- цилиндр диаметром – 120 мм.;
- мотор весит – 680 – 735 кг.;
- расход солярки – 210 г/кВт (155 г/л с в час).
Мотор имеет охлаждение и впрыск топлива.
Устройство экскаватора
Имеется кабина для оператора, в которой находится всё для управления. Ходовая часть оборудована рамой с поворотным кругом. Есть выносные опоры. Перед работой они укрепляются и подкачиваются через гидравлику. Для устойчивости машины во время работы. Трансмиссия не механическая. Передача осуществляется через планетарные редукторы. Ведущий мост – передний. Он на шарнирах. Управляемые колёса – передние. Шины широкопрофильные: 1300 мм. Гидравлика находится на платформе, состоит из насоса, клапанной аппаратуры, бака и механизмов, приводящие гидравлику в действие.
Причём гидравлическая система имеет свой распределитель.
Гидроцилиндр имеет поршень, помогающий делать усилие на грунт во время работы. У стрелы есть своя гидросистема. У ковша – тоже. Имеется бульдозерный отвал с собственной гидросистемой. Гидроцилиндр ковша имеет разгрузочный клапан. Платформа, вместе со стрелой и кабиной оператора, может вращаться на поворотном круге в любую сторону, в зависимости от того, что надо оператору. В мелких забоях хорошо работать прямой лопатой. Ковшом в виде решётки лучше грузить крупные фрагменты. К примеру, большие бутовые камни.
Цены
В продаже новых экскаваторов этой модели нет. Машины б/у 1985 – 1989 годов продаются за 250 000 – 300 000 рублей.
Отзывы
Опытные экскаваторщики, проработавшие много лет на стройке, положительно отзываются об этой машине. Можно много что делать этим экскаватором. Копать траншеи. Грейфером рыть колодец. Укладывать трубы вместо трубоукладчика. Забивать сваи молотом. Грузить щебёнку грейфером. Зубом-рыхлителем разрушать на куски твёрдый и мёрзлый грунт. Укладывать бетонные плиты крюком. Этих машин, к счастью, сделали в своё время достаточно много.
Эти машины помнят, уважают, и до сих пор работают на них.
Читайте еще: