Консультация юриста по телефону
8 (800) 555-67-55 доб. 392

Советские трактора

Среди всего многообразия спецтехники, используемой для выполнения сельскохозработ, трактора СССР пользуются заслуженной популярностью, что обусловлено их неприхотливостью в обслуживании и адаптации к местным условиям эксплуатации. Производство различной тракторной техники для СССР являлось приоритетным направлением, что привело к появлению множества моделей.

Советская тракторная промышленность

Мирный советский трактор позволял выполнять множество задач и значительно увеличивал эффективность работы колхозов, что делало его одним из важнейших элементов хозяйственной деятельности. Несмотря на скромные мощностные показатели, характерные для большинства моделей, они были способны значительно повысить производительность, помочь в выполнении трудоемких работ.

Первые модели тракторов СССР начали производиться с 1923 года, представляли собой универсальные машины, предназначенные для решения широкого спектра задач. Появление подобной техники стало одной из причин успехов государства в экономике на протяжении первых лет его существования, поскольку народное хозяйство на тот момент было в упадке. К числу основных работ, которые выполнялись с применением подобного рода агрегатов, целесообразно отнести:

  • вспашку полей;
  • буксировку грузов, особенно на лесозаготовительных предприятиях;
  • прокладку дорог, возведение домов и других конструкций;
  • работы в коммунальной сфере.
Сталинский тракторный завод
В СССР была развитая тракторная промышленность

Ранние модели представляли собой отечественные аналоги зарубежных наработок, чаще всего американской тракторной техники. Инженеры нередко вносили в конструкцию устройств различные изменения, влияющие на рабочие показатели трактора.

Тракторные заводы

История тракторов в СССР тесно связана с предприятиями, на которых они выпускались, поскольку для большинства из них производство такой техники стало приоритетным направлением деятельности. Идея создания предприятий, специализирующихся на производстве исключительно тракторов принадлежит Ф.Э. Дзержинскому. Она нашла поддержку со стороны правительства, что привело к появлению множества недорогих и надежных агрегатов, которые были приспособлены к сложным условиям эксплуатации.

Крупнейшие предприятия-изготовители располагались в следующих городах:

  • Сталинград;
  • Харьков;
  • Минск;
  • Челябинск.

Эти заводы были крупнейшими, однако на территории страны было расположено и множество других предприятий, например, в Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Ташкенте и прочих городах.

Колесные модели

К числу наиболее популярных и востребованных моделей советской техники данного типа относятся колесные устройства. Они отличаются быстрой скоростью движения, позволяющей технике самостоятельно добираться до места проведения работ. Подобные устройства универсальны, подходят для выполнения большинства задач.

Коломенец-1

Первый трактор в СССР — Коломенец, производство которого стартовало в 1923 году и продолжалось на протяжении 6 лет. Данная модель представляет собой точную копию популярного американского трактора Могул, однако некоторые узлы, имевшиеся в оригинале, отсутствовали.

Это позволило добиться большей скорости передвижения, что было особенно важно при необходимости передвигаться на внушительные расстояния. К числу характерных особенностей Коломенца целесообразно отнести рамный остов, а также силовой агрегат мощностью 25 л.с. Он работал по двухтактному принципу и имел 1 цилиндр.

Коломенец-1
Трактор Коломенец

Запорожец

Другим старым трактором, выпускавшимся во времена СССР, является Запорожец. Его изготовитель — концерн Красный Прогресс — начал серийное производство модели, практически одновременно с Коломенцем. Новый агрегат отличался небольшой массой, а также доступная стоимость, что было обусловлено использованием в конструкции бюджетных материалов.

Следует упомянуть, что силовой агрегат этого транспортного средства работал на сырой нефти. В отличии от большинства аналогов, модель является трехколесной, что делает её конструкцию нестандартной и запоминающейся.

Трактор Запорожец
Модель трактора Запорожец

Карлик

Создателем другого популярного советского трактора Карлика был изобретатель Я. В. Мамин. Он разработал сразу две новые модели — Гном и Карлик, которые отличались от многочисленных зарубежных аналогов небольшим весом, а также высокой маневренностью, позволяющей им осуществлять работы даже в стесненных условиях.

Характерной особенностью этого трактора является достаточная тяговая сила, подходящая для выполнения большинства задач, а простота в сборке и ремонте сделала его невероятно распространенным.

Модель трактора Карлик
Трактор Карлик

Фордзон-Путиловец

Другим ярким представителем тракторной техники СССР является Путиловец, выпущенный в 1922 году. Он был сконструирован на базе американского аналога — Фордзона, однако его устройство было адаптировано для отечественных условий эксплуатации.

За счет внесенных изменений инженерам удалось создать эффективную и перспективную модель, которая стала основой для большинства агрегатов колесного типа. Изделие было оборудовано 4 колесами, 2 из которых являются ведущими, а также двигателем с 4-мя цилиндрами, мощность которого достигала 20 л.с.

Модель трактора Фордзон-Путиловец
Фордзон-Путиловец

Универсал

Несколько позднее на заводе в Санкт-Петербурге был налажен массовый выпуск тракторов серии «Универсал», которые отличались от всех прочих аналогов повышенной мощностью. Было выпущено сразу несколько модификаций, каждая из которых была предназначена для решения конкретных задач. У-1 использовалась для обработки культур с высоким стеблем, У-2 для низких, а У-3 применялась для обработки земли между рядов. Для уборки хлопка конструкторы специально разработали другую модификацию У-4, что сделало модель универсальной. В дальнейшем производство трактора расширили, он стал выпускаться не только в Петербурге, но и во Владимире.

Модель трактора Универсал
Трактор Универсал

Т-150

Настоящим прорывом для тракторостроения в СССР стал Т-150, который значительно превосходил по мощности и скорости движения все существующие аналоги. Его мощность достигала 170 л.с., а дорожный просвет составлял 40 см, что позволяло ему без труда передвигаться по бездорожью.

Модель трактора Т 150
Трактор Т 150

Гусеничные модели

Вскоре после массового распространения подобной техники ученые сфокусировались на исследовании эффективности различных моделей. В результате было принято решение о том, что изделия на базе гусениц значительно мощнее, эффективнее и надежнее. Это привело к разработке сразу нескольких популярных моделей, в результате чего гусеничные трактора СССР начали повсеместно выпускаться.

Коммунар

Первой моделью стал Коммунар, который был разработан и произведен на Харьковском заводе. Выпуск начался с 1924 года и продолжался 7 лет. Изделие обладает массой 8,5 т, а его двигатель мощностью 50 л.с. Трактор способен развивать скорость до 7 км/ч, повсеместно применялся не только для сельскохозяйственных работ, но и для перевозки орудий во время Второй Мировой войны.

Модель трактора Коммунар
Гусеничный трактор Коммунар

ДТ-54

Более современной моделью, которая была разработана в 50-х, является дизельный трактор Д-54. Он выпускался сразу на нескольких концернах, применялся для решения наиболее трудозатратных задач. Отличается высокой мощностью, простой и надежной конструкцией, сделавшей его невероятно популярным.

Модель ДТ 54
Дизельный трактор ДТ 54

ДТ-75

Наибольшее распространение получил Д-75, который считается одной из самых массовых моделей. Его производство стартовало с 1973 года, а первые экземпляры комплектовались силовыми агрегатами, мощность которых достигала 75 л.с. Помимо основной модели, было выпущено несколько модификаций, которые были адаптированы для работы в неблагоприятных климатических условиях.

Конструкция устройства предполагала возможность использования широкого спектра навесного оборудования, которое позволяло значительно расширить сферу применения устройства. Подобная техника получила настолько широкое распространение, что помимо велосипедов, для детей выпускались нестандартные игрушки, например, педальный трактор.

Модель трактора ДТ 75
ДТ-75

Заключение

Тракторная промышленность СССР на момент создания страны не имела производственных мощностей и типовых конструкций, однако за последующие годы стране удалось разработать множество популярных моделей. В их основе выступали зарубежные аналоги, однако в конструкцию вносились существенные изменения, что делает старые советские трактора самостоятельными моделями.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...
Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: