Технические характеристики мотора ЗИД

Статья обновлена 09.05.2019

Одноцилиндровый бензиновый двигатель ЗИД 4 5 — разработка завода им. Дегтярева, расположенного в Коврове. Это одно из старейших оборонных предприятий России, известное традициями качества. Завод знаменит своими пушками и ракетными комплексами, однако в ассортименте нашлось место и менее масштабной продукции. Именно здесь был собран первый советский квадроцикл ЗИД 175 и другие модели, вошедшие в авто- и мотоисторию страны.

Двигатель ЗИД 4,5

Технические характеристики мотора ЗИД 4,5 рассчитаны на работу с сельскохозяйственными машинами. Его устанавливают на доильные установки, насосы, мотоблоки и другую маломощную спецтехнику. Также подобные моторы используют на мотоциклах и маломерных судах.

Описание

Устройство двигателя отличается простотой и надёжностью. Разработчики взяли за основу немецкий мотор DKW, который устанавливался на мотоциклы ещё в довоенное время. Его конструкция оказалась настолько удачной, что успешно работает до сих пор, при небольших изменениях.

Одноцилиндровый ЗИД 4,5 является несбалансированной конструкцией, поэтому требует аккуратной установки. Крепить его надо только на устойчивую основу.

Двигатель на мотоблоке
ЗИД 4,5 устанавливается на различную технику

Модификации ЗИД

Модификации следующие:

  • ЗИД 4,5М — для сельхозтехники (мотокультиваторов, зерновых дробилок, снегоочистителей и пр.);
  • ЗИД-4,5ДУ-М — для водоподъемников;
  • ЗИД-4,5ВН-М — для вакуумных насосов доильных установок.

Отличить их друг от друга по фото сложно, так как конструктивные различия незначительны. Также выпускался вариант с уменьшенным диаметром цилиндра (82 мм вместо 86) и стальной улиткой охлаждения вместо алюминиевой. Другие моторы ЗИДовской линейки существенно различаются по таким техническим характеристикам, как количество цилиндров, мощность и др.

В целом ассортимент одноцилиндровых двигателей ЗИД весьма широк. В частности, для мотоцикла ЗИД 200 (бывший «Восход») был разработан мотор с увеличенным объёмом. Также с заводского конвейера сходили двухцилиндровый и трёхцилиндровый двигатели. Их устанавливали на мотоциклы и мопеды типа Пилот 2Т.

Обязательно почитайте:  Бензиновый триммер Штиль

Технические характеристики мотора

Размеры:

  • длина – 603 мм;
  • ширина – 580 мм;
  • высота – 730 мм;
  • масса (сухая) – 60 кг.

Прочие параметры:

  1. Топливо — бензин.
  2. Количество цилиндров – 1.
  3. Рабочий процесс – четырехтактный.
  4. Объем – 520 см3.
  5. Мощность – 4,5 л. с.
  6. Охлаждение — принудительное, воздушное.
  7. Топливная система – карбюратор.
  8. Объём бензобака – 8,0 л.
  9. Ёмкость масляной системы – 1,6 л.
Редуктор
Редуктор двигателя ЗИД 4,5

Устройство двигателя ЗИД 4,5

В 1970—80 годы, на которые пришёлся пик популярности мотора, в приоритете покупателей были простое устройство, надежность и возможность устранить неполадки своими силами, без специализированного инструмента и оборудования. Двигатель не только отвечал всем этим требованиям, но и был нетребователен к качеству топлива и работал на бензине с октановым числом от 72.

Основа двигателя — литой блок, в котором располагается единственный цилиндр. Газораспределение регулируется клапанным механизмом из двух клапанов. Топливо подаётся самотёком из бака, расположенного в верхней части мотора. Смазка обеспечивается плунжерным насосом, методом разбрызгивания. Также масло рекомендуется добавлять в топливо для доставки смазки ко всем деталям двигателя.

Зажигание двигателя ЗИД — магнето. Угол опережения зажигания установлен постоянный и нуждается в регулировке по мере износа деталей магнето.

Обслуживание и регулировки мотора

Плановое обслуживание заключается в замене масла и промывке топливного бака после каждых 40 часов работы и очистке воздушного фильтра. Далее проводятся стандартные работы: регулировка клапанов, карбюратора, промывка масляной системы. Подробное описание и периодичность работ приводятся в инструкции по эксплуатации. В целом разборка и сборка двигателя принципиально не отличается от аналогичных моделей.

В последние годы приобрели популярность доработки мотора. Это связано с тем, что сейчас трудно доставать подходящие запчасти, а также с расширением технических возможностей по обслуживанию. Нет смысла проводить ремонт, если можно заменить детали более современными и таким образом сэкономить деньги и повысить производительность мотора. В числе наиболее частых операций — увеличение степени сжатия топливно-воздушной смеси, переделка двигателя на бензин А-92 и пр. Усовершенствованный двигатель может даже устанавливаться на мотоциклы — такие, как ЗИД 50, тюнинг которого пользуется популярностью у мотолюбителей.

Заключение

Сегодня двигатель 4,5 можно купить с рук, в том числе новые или с небольшим «пробегом». Низкая цена и исключительная простота обслуживания завоевали ему популярность у домашних мастеров и владельцев приусадебных хозяйств в сельской местности.

Читайте еще: