Бульдозер Т 330
Статья обновлена 17.05.2017
Тяжелый трактор Т 330 производился с 1975 года «Чебоксарским заводом промышленных тракторов». В народном хозяйстве реализовывались крупные проекты в нефтяной и газовой отраслях, увеличивалась добыча в горных разработках, велись объемные работы по обводнению засушливых земель. В качестве средств механизации использовалась тяжелая техника зарубежных компаний Case IH, Deutz-Fahr, Komatsu, других производителей, что требовало затрат валюты на оплату поставок. Серийное производство платформы трактора 330 серии позволило снизить использование импортных машин, заменив их установками, выпущенными предприятиями Союзных республик.
Агрегат получился достаточно производительным и надежным. Стоимость бульдозера «Чебоксарец» была вдвое ниже зарубежных аналогов. Т 330 был использован как базовая модель тяжелых тракторов концерна «Промтрактор» — Т 500, ЧЕТРА Т25.
Бульдозерный отвал позволяет резать, рыхлить и перемещать грунты до IV уровня плотности, проводить выравнивание рабочих площадок по заданным отметкам.
Операции, выполняемые бульдозером, включают:
- слоевое снятие, перемещение грунта в зоне работ;
- засыпка выемок на поверхности площадок;
- работы по планировке;
- устройство насыпей, оснований для железнодорожных и автомобильных путей, дамб и плотин;
- складирование стройматериалов, горных пород и полезных ископаемых;
- обустройство котлованов под фундаментные сооружения;
- буксировочные работы;
- снос и демонтаж сооружений.
Рыхлительное оборудование, монтируемое на задней навеске, дает возможность подготовить к вскрытию плотные и мерзлые грунты.
Трубоукладчики ТГ-502, 503, сваезабивные машины СП49 в основе конструкции имеют платформу «Чебоксарец 330».
Устройство машины
Компоновка трактора стандартная – к раме сварного исполнения из двух лонжеронов и трех балок-поперечин, полужестко через балку-балансир закреплены тележки гусениц. На раме устанавливаются:
• кабина машиниста;
• дизельная силовая установка;
• трансмиссия и ее элементы;
• узлы и магистрали гидравлической системы.
К передней и кормовой балкам рамы крепятся узлы навеса и рыхлительного оборудования и отвала.
Особенностями конструкции являлись:
1. Смещенная вперед кабина, что улучшало обзор рабочей зоны перед бульдозерным отвалом.
2. Модульная схема сборки узлов и агрегатов допускала их демонтаж и установку крупными блоками. Вышедший из строя или отработавший ресурс модуль квалифицировано восстанавливался в специализированной мастерской.
3. Механические приводы в управлении машиной заменены на электрические и гидравлические исполнительные системы.
4. Отвод газов выхлопа дизеля под бульдозерный отвал, что снижало его обмерзание при отрицательных температурах.
1 –усиленного исполнения капот, 2 – корпус КПП, 3 – гусеница, 4 – каток с натяжным механизмом; 5 – ходовая тележка, 6 — опорные колеса, 7, 8 – валы карданные, 9 – корпус гидротрансформаторного узла, 10 – кожух фильтра подготовки воздуха, 11 — поддерживающие колеса, 12 – звезда-колесо привода гусеницы, 13 – узел обогрева кабины машиниста, 14 – корпус главной передачи, 15 – дизельный мотор, 16 – устройство прогрева пусковое, 17 – труба выхлопа, 18 – бокс ЗИП, 19 – бак под горючее, 20 – бак для масла гидросистемы, 21 – аккумуляторная батарея, 22 – система вентиляции, 23 – кабина машиниста, 24 – гидроцилиндр бульдозерного отвала.
Особенности основных агрегатов
1. Силовая энергоустановка. Первые модели оснащались V-образным дизельным двигателем 8ДВТ-330А с 8-ю цилиндрами. Мощность в 259 кВт обеспечивала тягу машины 670 кН. Охлаждение осуществлялось потоком воздуха. Мотор не показал достаточно надежной работы — не нарабатывал заявленный моторостроителями ресурс в 6000 моточасов. В 90-х годах Волгоградский дизель заменили на модификации двенадцатицилиндрового двигателя «ЯМЗ-240» 368 кВт мощности.
2. Трансмиссия. Гидротрансформатор в одноступенчатом исполнении. КПП трехрежимная, реверсируемая, управляется гидравликой. Все узлы собраны в едином блоке. Раздвоенный с помощью КПП поток мощности, воздействуя на приводные звезды-колеса бортов, позволяет управлять машиной, осуществлять развороты.
3. Ведущее звезда-колесо крепится болтовым соединением к муфте вала передачи борта, допускает быструю замену.
4. Ходовая система — тележки гусениц качаются на валах бортовых передач. Катков опоры 14, поддержки 4. Гусеницы натягиваются гидравлическим устройством.
5. Гусеница собирается из 42 стальных звеньев-башмаков шириной 0,65 м.
6. Кабина машиниста жесткого типа двухместная, снабжена узлами вентиляции, отопительными устройствами. Двойное остекление исключает обмерзание стекол. Светотехнические приборы обеспечивают достаточный уровень освещения рабочей зоны. Сидение машиниста допускает регулировки под комфортное размещение машиниста.
Бульдозер т 330 технические характеристики
Энергоустановка | ||
Изделие разработано и произведено
Обозначение |
ОАО «ВгМЗ»
8ДВТ-330А |
|
Тип | Дизельный | |
Мощностной параметр, кВт | 250 | |
Группа цилиндров
объем, л |
8, по 4 в секции V подобного блока
22,6 |
|
Потребление дизельного горючего, г/кВт. час | 230 | |
Вес бульдозера, кг | 2600 | |
Гидросистема | ||
Насосы | НШ 250 и 50 | |
Производительность по потоку гидросистемы, л /мин | 430 | |
Гидроцилиндры: шт
бульдозерного отвала; рыхлительного навеса; |
2 2 |
|
Общие параметры трактора | ||
(Д/Ш/В), м | 9,33/4,762/4,23 | |
Скорость, км/час на передаче КПП:I II III |
3,5 / 2,9 6,4 / 5,4 13,0 / 10,8 |
|
Вес подготовленного к эксплуатации агрегата, т | 54,8 | |
Удельное давление гусениц машины, кГс/см2 | 1,127 |
Отзывы владельцев и механизаторов
Среди положительных качеств отмечаются:
1. Стоимость ниже, чем импортных машин.
2. Унификация основных компонентов серии бульдозеров «Чебоксарец».
3. Гидрофицированное управление машиной.
4. Устойчивая эксплуатация в условиях отрицательных температур.
5. Пригодность платформы к установке дополнительного оборудования.
Среди недостатков называются:
1. Низкий ресурс наработки на отказ дизеля воздушного охлаждения, сложности в его ремонте.
2. Производительность машины ниже, чем у импортных тяжелых машин аналогичного тягового класса.
Предложения на рынке тяжелой техники
Бульдозер Т 330 чебоксарец снят с производства. Машины после заводского капитального ремонта продают за 3,75-4 млн. руб. Цены на агрегаты с наработкой в рабочем состоянии начинаются с 800 тыс. руб.
ОАО «Промтрактор» предлагает к поставке машины Четра серии Т: 25, 35, 40. Цены на новые изделия начинаются с 12 млн. руб.
«ЧТЗ-Уралтрак» производит тяжелый агрегат ДЭТ-400 со стоимостью от 13,5 млн. руб.
Это важно! Разработку ЧТЗ 330 начинали именно конструктора Челябинского тракторного завода, серийно под маркой Т 330 машина выпускалась в Чебоксарах.
Колесные варианты тяжелых тракторов предлагаются под маркой «Кировец».
Читайте еще:Производство российскими предприятиями тяжелой спецтехники имеет тенденцию к росту. Установка на машины комплектующих, изготовленных зарубежными компаниями, повысило их надежность и эффективность.