Бульдозер Т-500

Бульдозер Т-500 – базовая машина для современных российских тяжелых тракторов. Трактор Т-500 выпускался Чебоксарским заводом промышленных тракторов с 1985 по 2000 г.
При осуществлении крупных строительных проектов, реализуемых на территории СССР в 80-90 годах прошлого века, наибольшую эффективность показали импортные тяжелые машины KOMATSU, CATERPILLER, ряда других зарубежных производителей. Приобретение, техническое обслуживание бульдозеров, рыхлителей, трубоукладчиков требовали значительных валютных затрат. В рамках программы замещения импортной продукции отечественными агрегатами в 1985 году начато производство трактора Т-500.
Агрегат, собранный из узлов и деталей отечественного производства по оценкам механизаторов получился производительным и эффективным, с ценой поставки и затратами на обслуживание в 2-3 раза ниже, чем у западных концернов.

один из первых Т 500
Один из первых бульдозеров Т 500

Назначение агрегата

Большие объемы землеройных работ требуют от трактора определенной универсальности. На платформу Т-500 устанавливался комплект бульдозерно-рыхлительного оборудования, состоящий из:

  •  отвала полусферической формы в передней части рамы;
  •  зуба рыхлителя на корме;
  •  силовых управляющих элементов гидросистемы.

Подобная компоновка позволила:

  •  срезать полосы грунта;
  •  перемещать грунтовую массу в насыпи;
  •  производить планировку строительных площадок по проектным отметкам;
  •  предварительно рыхлить твердую и мерзлую почву, что значительно повышало эффективность работы бульдозерного отвала.

Платформа трактора допускала установку:

  •  трубоукладочных, сваебоечных и крановых механизмов;
  •  буровых установок;
  •  лебедок для монтажа высотных конструкций ЛЭП;
  •  узлов крепления приспособлений для буксировки крупных грузов.

Как устроена машина

Применена модульная конструкция основных агрегатов и узлов трактора. Устройство дизельного двигателя, трансмиссии, силовой передачи, системы хода допускает снятие, замену и установку их компонентов отдельными модулями, упрощает техническое обслуживание. Аварийный модуль восстанавливается в специализированных мастерских, испытывается до монтажа на машину.
Компоновка машины стандартная – к жесткой сварной раме из стального профиля через трехточечную полужесткую подвеску крепятся тележки гусениц.

На рабочей площадке рамы устанавливаются:

  •  кабина управления;
  •  силовая установка;
  •  узлы и агрегаты гидромеханической трансмиссии;
  •  элементы гидросистемы и ее магистрали.

В передней части и на корме машины монтируется исполнительное бульдозерное и рыхлительное оборудование.

 

БульдозерТ 500
Основные узлы Т-500: 1 – кабина машиниста; 2- узел крепления рыхлительного оборудования; 3 – звездочка ведущая; 4 – гусеничная лента; 5 – гусеничная тележка; 6 – силовые элементы отвала; 7 – отвал; 8 – капот силовой установки

Особенности основных узлов и агрегатов

Дизельный двигатель

Силовой агрегат ЯМЗ-850-10 производства ярославского завода «Автодизель» V-образный на 12 цилиндров с системой охлаждения жидкостного типа. Применение прямого впрыска горючего, турбины наддува обеспечило мощность 382 кВт. с расходом дизтоплива 231г/кВт.час.

Трансмиссия

Устройство гидромеханического типа передает крутящий момент двигателя к бортовым передачам, обеспечивает поворот, разворот и реверсирование хода машины.
1. Гидротрансформатор оптимизирует и бесступенчато регулирует передачу момента кручения в соответствии с нагрузками на исполнительных органах и системе хода.
2. Управление выбором режимов КПП, переключением на реверс гидравлическое.
3. В один блок, разделяющий поток мощности по бортовым передачам, собраны:

  •  трехскоростная коробка передач реверсируемого исполнения;
  •  ленточного типа остановочные и реверсивные тормоза каждого из бортов;
  •  согласующие редукторные устройства.

Передачи бортов

Механизм на две ступени — первая две шестерни с внешним зацеплением, в качестве второй ступени планетарный редуктор.

Система хода

Две тележки гусениц, качающиеся на осях передач бортов, состыкованные с рамой балкой-балансиром через амортизаторы в резиновом исполнении. 7 опорных и 2 поддерживающих катка по каждому из бортов. Шарниры 42 башмаков гусеничной ленты уплотнены и смазаны на полный срок службы. Предусмотрен гидравлический узел натяжения.

Кабина машиниста и приводы управления

Кабина на одно место, шумоизолированная, закреплена на рабочей платформе через резиновые амортизаторы. Уровень остекления, приборы светотехники обеспечивают достаточный обзор рабочей зоны. Предусмотрены узлы вентиляции и отопления.
В органах управления Т-500 механические приводы не применяются, использованы электро-гидравлические исполнительные системы.

Технические характеристики

Параметр Единица

измерения

Величина параметра
Силовая установка ЯМЗ-850-10
Мощность кВт 383
Объем цилиндровой группы л 25,86
Крутящий момент на 1200 оборотах/мин Нм 2685
Номинальные обороты об/мин 1900
Число цилиндров 12
Масса кг 2050
Тяговые и ходовые параметры
Тяговое усилие кН 426
Максимальное усилие тяги на сцепном устройстве при режиме КПП:

I

II

III

кН  

850

440

199

Скорость хода без нагрузки вперед/реверс

на режиме КПП:

I

II

III

км/час  

 

4/3,3

7/6

13/11,1

Поворот по радиусу м 3,3
Клиренс м 0,56
База/колея трактора м 3,48/2,45
Преодолеваемые подъем/спуск град 30°/30°
Работа на склоне 20°
Масса: трактора

полного комплекта агрегата

т 41,8

59,4

Удельное воздействие на опорную площадь кГс/см2 1,324
Оборудование бульдозерное
Передний отвал Полусферический, угол срезания и перекос регулируются
ширина

высота

м 4,53

2,12

Объем грунта в отвале м3 18,5
Высота подъема отвала м 1,61
Погружение ножа м 0,73
Перекос на борта град. 10°/10°
Рыхлитель
Исполнение Однозубый, углы погружения регулируются
Погружение м 1,32
Высота подъема м 0,66
Габаритные размеры
По трактору (ДхШхВ) м 6,18х3,15х4,2

Достоинства и недостатки машины

По отзывам машинистов, руководителей организаций, эксплуатирующих Т-500, машина выдерживала заявленные производителем параметры.
Среди ее достоинств:

  •  машина достаточно мощная и маневренная, допускает разворот практически на месте;
  •  по производительности на землеройных работах заменяла 5 средних бульдозеров;
  •  модульная конструкция облегчает ремонт и обслуживание;
  •  управление не требует значительных физических усилий.

Недостатки:

  •  значительный расход топлива, по сравнению с зарубежными аналогами;
  •  течи смазочного материала, гидравлической жидкости на сопрягаемых узлах;
  •  полужесткий тип подвески снижал тяговые возможности бульдозера.

Современный парк тяжелых промышленных тракторов

Выпуск Т-500 остановлен в 2000 году. Цена на восстановленную капитальным ремонтом машину начинается от 3,3 млн. руб.
В качестве аналога тракторостроители ОАО «Промтрактор» предлагают машины «Четра» 35.01 и 50.01. Новый агрегат 35.01 стоит около 20 млн. руб., капитально отремонтированный вдвое меньше.

 

бульдозер т 500
Современный аналог Т-500 «ЧЕТРА» Т-35.01

Челябинский тракторный завод реализует на рынке спецтехники бульдозерно-рыхлительный агрегат ДЭТ-400. Колесные варианты тяжелых машин выпускает Петербургский тракторный завод – К-744, К9000.
Из западных производителей тяжелой землеройной техники на российском рынке наиболее эффективными считаются агрегаты от Caterpillar, Komatsu, John Deere, Claas, Case IH.

«Стоимость бульдозера Т-500 была вдвое ниже, чем у зарубежных машин подобного класса. Современный аналог Т-35.01, выпускаемый ОАО «Промтрактор», комплектуется силовыми агрегатами, трансмиссией, гидравликой от западных компаний, что значительно сказалось на цене изделия».

Интересное по теме:

Оставить комментарий

3 × один =

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: