Бульдозер Т-500
Статья обновлена 17.05.2017
Бульдозер Т-500 – базовая машина для современных российских тяжелых тракторов. Трактор Т-500 выпускался Чебоксарским заводом промышленных тракторов с 1985 по 2000 г.
При осуществлении крупных строительных проектов, реализуемых на территории СССР в 80-90 годах прошлого века, наибольшую эффективность показали импортные тяжелые машины KOMATSU, CATERPILLER, ряда других зарубежных производителей. Приобретение, техническое обслуживание бульдозеров, рыхлителей, трубоукладчиков требовали значительных валютных затрат. В рамках программы замещения импортной продукции отечественными агрегатами в 1985 году начато производство трактора Т-500.
Агрегат, собранный из узлов и деталей отечественного производства по оценкам механизаторов получился производительным и эффективным, с ценой поставки и затратами на обслуживание в 2-3 раза ниже, чем у западных концернов.
Назначение агрегата
Большие объемы землеройных работ требуют от трактора определенной универсальности. На платформу Т-500 устанавливался комплект бульдозерно-рыхлительного оборудования, состоящий из:
- отвала полусферической формы в передней части рамы;
- зуба рыхлителя на корме;
- силовых управляющих элементов гидросистемы.
Подобная компоновка позволила:
- срезать полосы грунта;
- перемещать грунтовую массу в насыпи;
- производить планировку строительных площадок по проектным отметкам;
- предварительно рыхлить твердую и мерзлую почву, что значительно повышало эффективность работы бульдозерного отвала.
Платформа трактора допускала установку:
- трубоукладочных, сваебоечных и крановых механизмов;
- буровых установок;
- лебедок для монтажа высотных конструкций ЛЭП;
- узлов крепления приспособлений для буксировки крупных грузов.
Как устроена машина
Применена модульная конструкция основных агрегатов и узлов трактора. Устройство дизельного двигателя, трансмиссии, силовой передачи, системы хода допускает снятие, замену и установку их компонентов отдельными модулями, упрощает техническое обслуживание. Аварийный модуль восстанавливается в специализированных мастерских, испытывается до монтажа на машину.
Компоновка машины стандартная – к жесткой сварной раме из стального профиля через трехточечную полужесткую подвеску крепятся тележки гусениц.
На рабочей площадке рамы устанавливаются:
- кабина управления;
- силовая установка;
- узлы и агрегаты гидромеханической трансмиссии;
- элементы гидросистемы и ее магистрали.
В передней части и на корме машины монтируется исполнительное бульдозерное и рыхлительное оборудование.
Особенности основных узлов и агрегатов
Дизельный двигатель
Силовой агрегат ЯМЗ-850-10 производства ярославского завода «Автодизель» V-образный на 12 цилиндров с системой охлаждения жидкостного типа. Применение прямого впрыска горючего, турбины наддува обеспечило мощность 382 кВт. с расходом дизтоплива 231г/кВт.час.
Трансмиссия
Устройство гидромеханического типа передает крутящий момент двигателя к бортовым передачам, обеспечивает поворот, разворот и реверсирование хода машины.
1. Гидротрансформатор оптимизирует и бесступенчато регулирует передачу момента кручения в соответствии с нагрузками на исполнительных органах и системе хода.
2. Управление выбором режимов КПП, переключением на реверс гидравлическое.
3. В один блок, разделяющий поток мощности по бортовым передачам, собраны:
- трехскоростная коробка передач реверсируемого исполнения;
- ленточного типа остановочные и реверсивные тормоза каждого из бортов;
- согласующие редукторные устройства.
Передачи бортов
Механизм на две ступени — первая две шестерни с внешним зацеплением, в качестве второй ступени планетарный редуктор.
Система хода
Две тележки гусениц, качающиеся на осях передач бортов, состыкованные с рамой балкой-балансиром через амортизаторы в резиновом исполнении. 7 опорных и 2 поддерживающих катка по каждому из бортов. Шарниры 42 башмаков гусеничной ленты уплотнены и смазаны на полный срок службы. Предусмотрен гидравлический узел натяжения.
Кабина машиниста и приводы управления
Кабина на одно место, шумоизолированная, закреплена на рабочей платформе через резиновые амортизаторы. Уровень остекления, приборы светотехники обеспечивают достаточный обзор рабочей зоны. Предусмотрены узлы вентиляции и отопления.
В органах управления Т-500 механические приводы не применяются, использованы электро-гидравлические исполнительные системы.
Технические характеристики
Параметр | Единица
измерения |
Величина параметра |
Силовая установка ЯМЗ-850-10 | ||
Мощность | кВт | 383 |
Объем цилиндровой группы | л | 25,86 |
Крутящий момент на 1200 оборотах/мин | Нм | 2685 |
Номинальные обороты | об/мин | 1900 |
Число цилиндров | 12 | |
Масса | кг | 2050 |
Тяговые и ходовые параметры | ||
Тяговое усилие | кН | 426 |
Максимальное усилие тяги на сцепном устройстве при режиме КПП:
I II III |
кН |
850 440 199 |
Скорость хода без нагрузки вперед/реверс
на режиме КПП: I II III |
км/час |
4/3,3 7/6 13/11,1 |
Поворот по радиусу | м | 3,3 |
Клиренс | м | 0,56 |
База/колея трактора | м | 3,48/2,45 |
Преодолеваемые подъем/спуск | град | 30°/30° |
Работа на склоне | 20° | |
Масса: трактора
полного комплекта агрегата |
т | 41,8
59,4 |
Удельное воздействие на опорную площадь | кГс/см2 | 1,324 |
Оборудование бульдозерное | ||
Передний отвал | Полусферический, угол срезания и перекос регулируются | |
ширина
высота |
м | 4,53
2,12 |
Объем грунта в отвале | м3 | 18,5 |
Высота подъема отвала | м | 1,61 |
Погружение ножа | м | 0,73 |
Перекос на борта | град. | 10°/10° |
Рыхлитель | ||
Исполнение | Однозубый, углы погружения регулируются | |
Погружение | м | 1,32 |
Высота подъема | м | 0,66 |
Габаритные размеры | ||
По трактору (ДхШхВ) | м | 6,18х3,15х4,2 |
Достоинства и недостатки машины
По отзывам машинистов, руководителей организаций, эксплуатирующих Т-500, машина выдерживала заявленные производителем параметры.
Среди ее достоинств:
- машина достаточно мощная и маневренная, допускает разворот практически на месте;
- по производительности на землеройных работах заменяла 5 средних бульдозеров;
- модульная конструкция облегчает ремонт и обслуживание;
- управление не требует значительных физических усилий.
Недостатки:
- значительный расход топлива, по сравнению с зарубежными аналогами;
- течи смазочного материала, гидравлической жидкости на сопрягаемых узлах;
- полужесткий тип подвески снижал тяговые возможности бульдозера.
Современный парк тяжелых промышленных тракторов
Выпуск Т-500 остановлен в 2000 году. Цена на восстановленную капитальным ремонтом машину начинается от 3,3 млн. руб.
В качестве аналога тракторостроители ОАО «Промтрактор» предлагают машины «Четра» 35.01 и 50.01. Новый агрегат 35.01 стоит около 20 млн. руб., капитально отремонтированный вдвое меньше.
Челябинский тракторный завод реализует на рынке спецтехники бульдозерно-рыхлительный агрегат ДЭТ-400. Колесные варианты тяжелых машин выпускает Петербургский тракторный завод – К-744, К9000.
Из западных производителей тяжелой землеройной техники на российском рынке наиболее эффективными считаются агрегаты от Caterpillar, Komatsu, John Deere, Claas, Case IH.
Читайте еще:«Стоимость бульдозера Т-500 была вдвое ниже, чем у зарубежных машин подобного класса. Современный аналог Т-35.01, выпускаемый ОАО «Промтрактор», комплектуется силовыми агрегатами, трансмиссией, гидравликой от западных компаний, что значительно сказалось на цене изделия».