Помпа МТЗ 80

Среди основных элементов конструкции популярных моделей, выпускаемых Минским тракторным заводом, особого упоминания заслуживает водяной насос МТЗ, создающий необходимое давление в системе за счет энергии силового агрегата. Он имеет множество особенностей, используется для охлаждения двигателя при его работе, что позволяет избежать перегрева.

Функции водяного насоса

Изучая основные особенности, которыми обладает насос водяной МТЗ 80, целесообразно более подробно рассмотреть его функциональное назначение. Данное устройство по своему принципу работы и конструкции полностью идентично аналогу, который устанавливается в тракторы МТЗ серии 100 и 102.

Он предназначен для корректной циркуляции жидкости в системе охлаждения, позволяет двигателю корректно работать даже при интенсивных нагрузках, избегая перегрева. Жидкость, движение которой обусловлено работой насоса, поступает из бака, расположенного в радиаторной части трактора и затем, пройдя через контур системы, вытесняется к емкости, расположенную сверху. За счет подобной циркуляции удается значительно снизить температурные показатели силового агрегата, что особенно важно при выполнении работ.

Модель водяной помпы
Водяной насос необходим для корректной работы двигателя

Устройство

Для того чтобы иметь возможность выполнить ремонт помпы МТЗ своими руками, крайне важно изучить ее техническое устройство, а также принцип действия. Основным элементом конструкции представляется прочный корпус, изготовленный из чугуна, что позволяет защитить изделие от различных повреждений.

Другими составляющими водяного насоса этой модели трактора являются:

  • крыльчатка, монтируемая на валу у профилированной части с помощью крепежного элемента;
  • подшипники с манжетами из резины, свободное пространство между которыми заполнено смазочным материалом;
  • уплотнитель крыльчатки, который разделяет водную и масляную часть агрегата;
  • упорная втулка, установленная в корпусе;
  • шайбы, манжеты, пружины и прочие вспомогательные элементы.

Водяная помпа расположена у передней части цилиндров, начинает свою работу одновременно с коленвалом. Лопасти крыльчатки, приводимые в движение двигателем, осуществляют подачу воды к каналу, где давление увеличивается до нужных величин. Затем жидкость поступает непосредственно к охлаждающему контуру.

Канал, по которому осуществляется подача жидкости в систему, отличается спиралевидной формой, что позволяет создать разрежение во входной части, за счет которого вода втягивается в него.

Возможные неисправности

Владельцы тракторной техники от МТЗ нередко сталкиваются сразу с несколькими неисправностями, которые могут оказать существенное влияние на качество работы агрегата. Может наблюдаться течь жидкости из дренажного отверстия, а также появление различных подтеков на шкиве.

Как правило, подобная поломка связана с выходом из строя уплотнителей, которые обеспечивают герметичность соединений помпы. Единственным возможным вариантом устранения такой проблемы, представляется замена уплотняющих элементов на новые.

Ремонтный комплект
Ремкомплект для водяного насоса

Другой распространенной неисправностью является повышенный уровень шума, а также стук, возникающий при работе помпы. Причиной этого часто является повреждение или чрезмерный износ подшипников, что потребует их замены. Также стук при работе может наблюдаться при поломке валика в месте контакта с ремнем. Устранить проблему можно, заменив неисправный элемент.

Ремонт помпы

Для того чтобы проводить ремонт подобного узла приходилось как можно реже, следует регулярно проводить техническое обслуживание, а также визуальный осмотр основных элементов насоса. При обнаружении неисправностей следует незамедлительно приступить к их устранению, что позволит продлить срок службы элемента, избежать более серьезных поломок.

Выполнить ремонт помпы можно, придерживаясь следующей инструкции:

  1. Демонтировать устройство. Для этого потребуется снять шкив, саму помпу, а также отсоединить патрубок водяного насоса МТЗ.
  2. Разобрать его на составные элементы, используя схему-чертеж.
  3. Выполнить дефектовку, обратив особое внимание на подшипники, валик и другие элементы, подверженные наибольшим нагрузкам.
  4. Заменить поврежденные изделия на новые.

Шкив крепится к конструкции посредством гайки, расположенной в передней части элемента, а также стопорной пластины. Последний элемент может отсутствовать на моделях трактора, выпущенных после 1987 года, что связано с изменениями в устройстве трактора. После демонтажа стопорного кольца необходимо снять корпус и крыльчатку насоса, открутив крепежный болт.

Если ремонтируемый трактор имеет большой пробег, долгое время не подвергался капитальному ремонту, на корпусе водяного насоса могут образоваться трещины либо другие дефекты. В большинстве случаев подобный элемент потребуется заменить, поскольку его срок службы крайне ограничен, а стоимость нового невелика.

Необходимо следить, чтобы осевое перемещение валика в подшипниках не было больше 0,6 мм, иначе он потребует немедленной замены.

Замена

Если были обнаружены сильные повреждения, поломки множества элементов либо у мастера нет желания выполнять ремонт отдельных элементов конструкции водяного насоса МТЗ, может потребоваться его полная замена. Подобная процедура заметно проще, нежели детальный ремонт, поскольку не предполагает полного разбора узла.

Процедура замены предполагает выполнение следующих действий:

  1. Демонтировать вентилятор, а также ремень привода.
  2. Слить жидкость, используемую в системе охлаждения.
  3. Открутить крепежные болты насосного оборудования.
  4. Установить вместо неисправного элемента новый и повторить процедуру в обратном порядке.

Если в конструкции трактора используется пластиковый вентилятор, демонтировать его будет крайне затруднительно. Можно сначала снять компрессор, патрубок из алюминия, соединенный с радиатором, после чего выкрутить болты помпы и снять изделие.

Стоит помнить, что начиная с 1987 года тракторная техника МТЗ комплектуется водяными насосами с усиленным подшипниковым узлом, что позволяет значительно увеличить срок службы системы.

Заключение

Водяной насос является важнейшим элементом системы охлаждения двигателей тракторов МТЗ, которые получили широкое распространение в РФ, а также соседних государствах. Несмотря на высокое качество сборки помпа может со временем изнашиваться, в связи с чем требуется её ремонт или полная замена.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: