Рулевой дозатор МТЗ-82

Статья обновлена 13.05.2019

Насос дозатор МТЗ 82 представляет собой одну из частей системы, предназначенной для управления трактором. Его функцией является корректное распределение жидкости, а также обеспечение её поступления к гидроцилиндрам. Это позволяет улучшить управление агрегатом за счет того, что ему приходится прикладывать меньше усилий для поворота колес. Подобная ситуация особенно актуальна, когда транспортное средство движется по пересеченной местности.

Устройство насоса дозатора МТЗ

Производится рулевой дозатор МТЗ 82 Белорусским заводом г. Минска. Инженеры завода постарались максимально упростить конструкцию устройства с целью повышения его износостойкости, а также для упрощения процесса обслуживания. По своей конструкции он состоит из следующих частей:

  1. Качающийся узел агрегата.
  2. Корпус, в котором находится блок клапанов.
  3. Механизм, отвечающий за распределение.
Механизм насоса дозатора
Насос дозатор обеспечивает поступление жидкости к гидроцилиндрам

Принцип работы насоса дозатора на МТЗ

Разобрав особенности устройства насоса дозатора МТЗ-82, стоит рассмотреть принцип его действия. Так, качающийся узел включает в себя одновременно несколько частей в виде статора и ротора. К ним же подводится золотник, который несколькими пружинами прикреплен к валу рулевой колонки. Когда происходят его движения, вместе с ним двигается и золотник, при его смещении по центральной оси. Блок клапанов содержит в себе целую группу подобных элементов: противовакуумные, предохранительные и обратные. Так, потребность в последних обусловлена возможностью отказа гидравлического силового агрегета. В подобной ситуации данный клапан необходим, чтобы закрыть сливной канал и прекратить движение масла в системе. А благодаря предохранительным происходит регулирование уровня давления внутри всей системы. За счет противовакуумных осуществляется перекачка масла в гидроцилиндры, если случается аварийная ситуация.

Подобное гидрообъемное рулевое управление применяется на технике, имеющей скорость движения в пределах 50 км. Так, при повороте руля начинается процесс подачи жидкости от самого насоса к гидроцилиндрам, тем самым усиливая эффект от действия оператора. Когда руль держится ровно без изменений, система также находится в нейтральном состоянии.

Обязательно почитайте:  Какой лучше трактор для фермера

Как установить агрегат самостоятельно

С целью монтажа подобного насоса требуется переоборудование МТЗ-82 на дозатор всей системы ГУР. Здесь устанавливается уже гидрообъемное рулевое управление, которое состоит из следующих элементов:

  1. Кронштейн гидроцилиндра.
  2. Сам насос.
  3. Несколько рычагов.
  4. Клапана.
  5. Переходник, предназначенный для насоса.
  6. Гидроцилиндры, устанавливаемые на передний мост трактора.
  7. Укрепленная рулевая тяга.

Схема подключения после ремонта дозатора либо его полной замены происходит следующим образом:

  1. Сначала снимается коробка самой ГУР. После этого демонтируются все рычаги управления. Дальше убираются пластины пыльников, сами пыльники, а также уплотнители. Теперь следует снять крышку и провести вытягивание золотников.
  2. Дальше выполняется замена подшипников, если старые достаточно сильно износились.
  3. После этого нужно снять червяк агрегата и на его место смонтировать вал дозатора.
  4. Дальше к плашке следует прикрутить непосредственно дозатор, используя для этого болты.
  5. Последним этапом является проверка смонтированного насоса и его включение в саму гидросистему.
Схема насоса
Схема насоса-дозатора

По стандартной схеме осуществлять замену всех других элементов ГОРУ требуется перед тем, как проводится установка самого насоса-дозатора.

Типичные неисправности насоса дозатора МТЗ

Появление какой-либо неисправности этого агрегата становится причиной проблем с функционированием всей системы управления. В таких ситуациях для восстановления её работоспособности важно четко понимать, что именно вышло из строя. На неисправность этого узла указывает следующее:

  1. Неустойчивость переднего моста. Подобная ситуация говорит о том, что произошло смещение поворотного вала либо же появились зазоры в определенных узлах насоса.
  2. Поворачивать руль стало существенно тяжелее, поэтому требуется прикладывать больше усилий. Это происходит из-за снижения количества масла внутри системы или же за счет попадания воздуха в гидравлику.
  3. Отсутствие либо же очень слабый упор при совершении поворота. Подобная ситуация происходит, когда в дозаторе находится незначительное количество масла.
  4. Руль поворачивается самостоятельно без воздействия водителя. Здесь внутри насоса в некорректном положении находится золотник.
  5. Поворот колес в обратную сторону от того, куда поворачивался руль. Указывает на некорректное соединение гидроцилиндров с насосом.

Другой проблемой в функционировании подобного оборудования считается загрязнения гидроусилителя. В результате из-за забивания клапанов гидроагрегата грязью либо любыми иными частицами нарушается пропускная способность системы, что приводит к невозможности ею выполнять основную свою функцию.

Обслуживание устройства

По причине низкой защищённости дозатора от возможного попадания в него грязи он нередко засоряется. Это требует своевременно и периодически проводить профилактическую чистку системы для предотвращения серьезных поломок. Подобные мероприятия заключаются в полной разборке насоса и последующим его промыванием керосином либо иной жидкостью, имеющей аналогичные свойства.

Предварительно извлекаются все уплотнительные кольца. Особое внимание рекомендуется уделить при чистке втулкам агрегата, в которых находятся маленькие отверстия. По завершении промывки проводится сборка конструкции в обратной последовательности.

Дозатор для трактора МТЗ-82 – это один из агрегатов, необходимых для корректной работы системы гидроусилителя руля.

Он обеспечивает должный уровень давления и более легкий поворот колес рулем. Важно своевременно обслуживать подобный агрегат, так как он имеет свойства засорятся. Если этого не делать, то возможны серьезные поломки гидросистемы.

Читайте еще: