Рулевое управление МТЗ 82
Статья обновлена 25.07.2019
Рулевое управление позволяет управлять направлением движения трактора. Его конструкция достаточно проста, однако любая неисправность влечет за собой трудности, что может представлять опасность, учитывая вес и размеры трактора. Исправность и точность управления напрямую влияют на эффективность и безопасность работ. Существуют способы усовершенствовать этот узел: в частности, в продаже можно найти комплект переоборудования рулевого управления МТЗ 82, а на форумах — инструкции по его установке и впечатления водителей.
Схема рулевого управления
Рулевое управление состоит из:
- трапеции;
- привода;
- собственно рулевого механизма;
- гидравлического усилителя (ГУРа) или гидрообъемной системы (ГОРУ).
Рулевая трапеция «отвечает» за поворот управляемых колес на разные углы. Механизм действия таков, что передние и задние колеса имеют общий центр поворота и поворачиваются вокруг него. Расположен он на продолжении оси задних колес. Если посмотреть со стороны моста, механизм действительно напоминает по форме трапецию.
Конструктивно трапеция представляет собой две поперечные рулевые тяги, соединенные между собой сошкой, два поворотных рычага и балку переднего моста. Каждая тяга состоит из соединительной трубы и двух наконечников с разнонаправленной резьбой (один с левой, другой — с правой). Соединяющая их сошка при поворотах перемещается, крайние положения ограничены ходом поршня ГУРа. При движении по прямой сошка находится на продольной оси трактора. Шарниры наконечников заполнены заводской долговременной смазкой и защищены от влаги, пыли и грязи резиновым чехлом и регулировочной пробкой.
Привод передает вращения от рулевого колеса к рулевому механизму и гидроусилителю. Он включает в себя рулевую колонку, колесо и систему валов, соединенных между собой карданными шарнирами. В кабине привод закреплен на амортизаторах, что снижает передачу вибраций.
Рулевое колесо регулируется по высоте и в продольной плоскости. Это обеспечивает удобство управления и свободный вход и выход из кабины.
Гидроусилитель рулевого управления (ГУР) уменьшает усилие тракториста независимо от условий работы и повышает маневренность трактора. Он заметно облегчает работу с передней и боковой навеской, резко увеличивающей нагрузку на передние колеса. Незаменим при работе с ковшом, бульдозерным отвалом и пр. Гидросистема ГУРа — отдельная, состоит из насоса, распределителя и силового цилиндра, также снабжена датчиком автоматической блокировки заднего дифференциала.
Управление трактором МТЗ 82 выглядит так:
- Тракторист вращает рулевое колесо (например, вправо).
- Вращение через привод передается на червячный механизм и остановит поступление масла от насоса в переднюю и нижнюю сливные выточки.
- Под давлением масла из средней нагнетательной выточки поршень будет поворачивать вал и сошку влево, а сошка через тяги рулевой трапеции повернет направляющие колеса вправо.
Предельный угол поворота внутреннего колеса составляет 40°, при этом наружное колесо поворачивается на 30°. Рычаги управления МТЗ 82 нового образца располагают справа от водителя, недалеко от руля.
Возможные неисправности
Проблема: Большой люфт руля при работающем двигателе.
Причина: Изношены соединения вала рулевого механизма. Возможно, также увеличены зазоры в зацеплении зубчатой передачи ГУРа, шаровых пальцев и рулевых тяг, а также ослабли подшипники червячного механизма на валу.
Решение: Проверить состояние деталей механизма и тяг, изношенные — заменить. Люфт проверяется специальным устройством с динамометром. Динамометр устройства располагают на руле, а указатель — на колонке. Далее руль поворачивают в обе стороны до полного исчезновения зазоров в шарнирах тяг и зацеплении рулевого механизма. Показатель не должен превышать 35° и в идеале должен укладываться в диапазон 25—30°. Далее определяют усилие на ободе руля. Для этого необходимо откинуть тяги от сошки, завести мотор и при максимальной частоте вращения коленвала потянуть ручку динамометра на себя. Результат должен находиться в пределах 30—50 Н. Если люфт руля выше допустимого значения, необходимо отрегулировать механизм и устранить зазоры. В зубчатом сцеплении необходимо отвернуть стопорный болт и сместить регулировочную втулку. Зазор должен быть в пределах 0,1—0,3 мм. В вале ГУРа — заменить прокладки фланца датчика блокировки дифференциала.
Проблема: необходимо прикладывать большое усилие при повороте трактора.
Причина: нехватка масла в баке, проблемы с её подачей или неправильная работа предохранительного клапана.
Решение: В первую очередь необходимо установить, какое давление обеспечивает насос и проверить утечки. При проверке используется специальный прибор с манометром. Подача масла должна составлять от 1,2 до 2,0 л/мин при Р = 5,0 МПа. Предохранительный клапан должен срабатывать при 7 — 8,5МПа. Далее осматривают все шланги и соединения на предмет утечек. При необходимости заменяют прокладки и маслопроводы. Если причина в недостаточной подаче рабочей жидкости, насос необходимо заменить.
Проблема: Резкие толчки и рывки при повороте трактора.
Причина: ослабление затяжка гайки золотника гидронавесного распределителя или увеличение зазоров тяг.
Решение: Сначала отрегулировать зазоры в шарнирах рулевых тяг. После этого затянуть корончатую гайку золотника распределителя. Используется динамометрический ключ, усилие должно быть в пределах 20 Н*м. После затяжки гайку чуть отпускают для зашплинтовки.
Ремонт
Большинство узлов и агрегатов МТЗ вполне подлежат разбору «на коленке» в полевых условиях, однако регулировка рулевого управления должна выполняться в гараже с использованием специальных приборов и инструментов. Большинства поломок можно избежать, своевременно проводя техобслуживание.
Техническое обслуживание рулевого управления заключается в следующих действиях:
- Регулярная проверка масла.
- Контроль за утечками в соединениях ГУРа и состоянием резьбовых соединений рулевого привода, тяг, сошки, поворотных рычагов и пр.
- Смазывание карданных шарниров привода каждые 960 моточасов.
- Замена масла и промывка масляного фильтра каждые 960 моточасов.
- Проверка и, при необходимости, регулировка свободного хода рулевого колеса.
Все операции рекомендуется выполнять после каждых 960—1000 часов работы трактора. Проверять масло рекомендуется перед началом каждой смены.
Промывка масляного фильтра выполняется так:
- Отсоединить маслопровод от крышки и редукционного клапана.
- Вывернуть болты крышки, завернуть два из них в резьбовые отверстия, приподнять и снять верхнюю крышку.
- Снять два оставшихся маслопровода и аккуратно выворачивать клапан, пока не удастся снять фильтр.
- Тщательно промыть фильтр в бензине или дизельном топливе изнутри и снаружи.
- Подтянуть гайку крепления сектора и проверить зазор зацепления с рейкой (должен быть не более 0,3 мм). При необходимости отрегулировать зацепление, для чего нужно вывернуть четыре болта крепления и попарно вынимать прокладки, тем самым уменьшая зазор.
- Установить фильтр.
- После установки крышки отвернуть контргайку и полностью закрутить болт, регулирующий осевое перемещение поворотного вала.
Переоборудование рулевого управления
Для своего времени ГУР был эффективным и передовым способом облегчить управление, однако сегодня появились более современные механизмы. Гидрообъемное рулевое управление МТЗ 82 (ГОРУ) обеспечивает комфортное и точно управление, при этом проще в обслуживании и легче по весу. Оно не требует механической связи привода и механизма руля, а поворот осуществляется силовыми цилиндрами, управляемыми насосом-дозатором.
Основные элементы гидрообъемного управления:
- насос-дозатор;
- силовые цилиндры, установленные на переднем мосту;
- маслопроводы, соединяющие насос с цилиндрами и колонкой;
- насос шестеренчатого типа, поддерживающий давление масла;
- гидроаккумулятор;
- маслобак;
- магистрали, прокладки, соединители.
Схема рулевого управления МТЗ 82 с дозатором выглядит так:
- Когда трактор движется по прямой, золотник дозатора блокирует поступление масла в полости поворотных цилиндров.
- При повороте руля золотник смещается, и масло попадает в цилиндры, обеспечивая работу механизма.
Гидрообъёмные системы обеспечивают большую легкость управления по сравнению с гидроусилительными, а благодаря малому весу могут монтироваться на любые части трактора. За счет отсутствия механической связи с рулем, исключают появление люфтов. Однако эти системы очень чувствительны к утечкам и требуют тщательного обслуживания.
Управлять трактором, оснащенным ГУРом, труднее, зато эти системы проще устроены, быстрее откликаются на движение руля, защищают от ударов и вибрации.
Переоборудование — относительно простая операция, доступная даже начинающему механику:
- Снять червяк рулевого механизма и гидрораспределитель ГУР.
- Установить насос-дозатор таким образом, чтобы он не подвергался осевым и радиальным нагрузкам.
- Соединить рулевой вал с валиком дозатора.
- Укрепить силовой цилиндр на переднем мосту (используется специальный кронштейн).
- Соединить цилиндры и поворотными рычаги управления колесами.
- Подсоединить дозатор к гидроцилиндру двумя трубопроводами.
- При необходимости насос легко демонтируется, после чего можно снова установить ГУР.
Комплект для переоборудования
В комплект входит:
- насос-дозатор;
- поворотный гидроцилиндр рулевого управления МТЗ 82 ;
- поворотные рычаги (2 шт, правый и левый);
- маслопроводы высокого давления;
- рулевая тяга;
- соединения и крепежная арматура.
Заключение
Рулевое управление МТЗ 82 обеспечивает точное и комфортное управление. В последние годы наблюдается тенденция замена ГУРа рулевого управления на ГОРУ. Новая система проще в обслуживании и сохраняет весовой баланс трактора, а при необходимости может быть легко демонтирована.
Читайте еще: