Ремонт ГУРа на МТЗ-80

Статья обновлена 11.07.2019

Ключевым элементом конструкции популярной серии тракторной техники МТЗ представляется рулевое управление. Для того чтобы поддерживать его в оптимальном состоянии, может потребоваться регулировка рулевой колонки МТЗ 80, а также другие манипуляции, направленные на устранение различных неисправностей.

Назначение ГУРа

Прежде чем более подробно изучить устройство рулевой колонки МТЗ 80, а также возможные неисправности этого важного узла, целесообразно более подробно ознакомиться с его назначением и особенностями. ГУР тракторной техники МТЗ предназначен для уменьшения усилий водителя, необходимых для совершения маневров при управлении транспортным средством.

Если изучить конструкцию трактора, можно сделать вывод о том, что данный узел представляется промежуточным между рулевым колесом и колесами трактора. Все комплектующие рулевого управления, а также гидравлические элементы установлены под радиатором.

Рулевая колонка
Гидроусилитель руля МТЗ-80

Перечень узлов

Планируя выяснить, как выполнить ремонт рулевой колонки МТЗ 80 своими руками, следует изучить конструкцию этого компонента. ГУР оснащен отдельной гидравлической системой, которая не зависит от аналогичных элементов, являющихся частью внутреннего устройства трактора.

Основными элементами рулевой гидросистемы представляются распределитель, насосные устройства дозатора и цилиндра, а также датчик автоматической блокировки заднего моста транспортного средства. Рассматривая конструкцию гидроусилителя более подробно, необходимо упомянуть следующие важные элементы:

  • корпус, где расположена масляная емкость, служит для монтажа большинства деталей и элементов ГУР;
  • насос, за счет которого удается перемещать масло в гидравлической системе;
  • сектор, контактирующий с рулевым управлением, размещен на поворотном вале;
  • поворотный вал, оснащенный 3 опорными элементами;
  • рейка, передающая сектору движение поршня;
  • золотник, смонтированный на одном из концов червячного механизма рулевой колонки;
  • фильтр, используемый для очистки масла, циркулирующего в гидравлической системе;
  • предохранительный клапан, основным назначением которого представляется защита узла от возникновения чрезмерного давления.
Обязательно почитайте:  Гур трактора Т 40: разборка, сборка, ремонт своими руками

Желая узнать, как устранить неисправности рулевой колонки, необходимо обратить внимание и на другой важный элемент конструкции — автоматическую блокировочную систему. Она предназначена для блокировки дифференциала заднего моста, включает в себя несколько составных элементов.

Возможные неисправности

Продукция Минского тракторного завода отличается высоким качеством, превосходными техническими характеристиками и длительным сроком службы, однако со временем может потребовать ремонта и регулировки. Владельцам тракторов МТЗ приходится сталкиваться с несколькими характерными поломками ГУР, к числу которых следует отнести:

  • тугое рулевое управление;
  • трактор не поворачивает в нужном направлении;
  • наблюдаются задержки при работе узла.

Для устранения подобных неисправностей настоятельно рекомендуется осуществлять разборку узла и проводить дефектовку отдельных элементов, после чего заменять поврежденные детали на новые. После проведения работ потребуется установить узел на место, после чего выполнить его регулировку.

Чертеж ГУР
Схема рулевой колонки

Настройка и ремонт

При необходимости усовершенствовать ГУР МТЗ 80 либо устранить незначительные поломки достаточно выполнить детальную регулировку данного механизма. Для этого целесообразно придерживаться следующей инструкции:

  1. Ослабить основной болт, размещенный в месте зацепления «червяк-сектор».
  2. Используя ключ, повернуть втулку по часовой стрелке до упора, после чего повернуть в обратном направлении на 1-1,2 см.
  3. Затянуть основной болт, завести двигатель и убедиться в корректном вращении рулевого колеса.
  4. При обнаружении заедания потребуется увеличить зазор в зацеплении, повернув втулку против часовой стрелки.
  5. Отрегулировать место соединения «сектор-рейка», уменьшив толщину регулировочных прокладок до упора. Определить крайнее положение можно по зазору между рейкой и упором, который достигнет 0,1-0,3 мм.
  6. Затянуть упорные подшипники с помощью сферической гайки, избегая чрезмерного поджатия.

Помимо действий по регулировке узла, может потребоваться выполнить техническое обслуживание, что поможет поддерживать ГУР в оптимальном состоянии. Чаще всего требуется промывать масляный фильтр, что можно сделать, подняв облицовку, демонтировав маслопровод и крышку.

Некоторые поломки, например, затрудненный поворот, может свидетельствовать о недостаточном объеме жидкости в гидравлической системе, неправильной регулировке либо износе уплотнительных колец цилиндра.

Мероприятия по ремонту гидравлических механизмов рулевого управления трактора представляются довольно сложными, требуют наличия специального оборудования для контроля рабочих показателей. В некоторых случаях может быть проще установить гидроусилитель руля МТЗ 80 в сборе, что позволит избежать проблем с поиском сломанных элементов. Для этого потребуется:

  1. Убедиться в герметичности маслопроводной системы.
  2. Установить собранный механизм на специальные втулки, расположенные на переднем брусе полурамы.
  3. Смонтировать рулевой вал в колонку, а также установить прочие элементы.

Приобретение собранного гидроусилителя представляется заметно более затратным решением, нежели последовательная регулировка и дефектовка его деталей, однако она позволяет быстро решить возникшие проблемы.

Заключение

Ремонт гидроусилителя трактора МТЗ представляется довольной сложной задачей, которая должна выполняться при наличии необходимого измерительного оборудования и определенных знаний. При этом можно самостоятельно выполнить регулировку механизмов ГУР, а также установку нового элемента вместо поврежденного.

Читайте еще: