ЗИЛ 5301 Бычок
Статья обновлена 28.08.2017
Серийное производство ЗИЛ Бычок начато АМО «Завод имени Лихачева» в 1996 году. Крупнейшее автосборочное предприятие по выпуску среднетоннажных грузовиков, в связи с обвалом спроса на продукцию, было вынуждено искать новые ниши для реализации техники, предлагать рынку более конкурентоспособную продукцию. Одним из решений стало освоение в производстве трехтонной серии грузового автомобиля, получившего обозначение «Бычок».
Назначение машины и модельный ряд
ЗИЛ 5301 Бычок использовался для перевозки небольших партий грузов в условиях плотной городской застройки по автомобильным трассам с высокой плотностью движения. Компактное по размерам шасси позволяло совершать необходимые маневры при парковке для погрузки-выгрузки, обеспечивало экономию места при стоянке автомобиля. Экономичный дизель значительно снижал затраты на эксплуатацию и себестоимость грузоперевозок. Расход топлива на 100 км у ЗИЛ Бычок составлял 12 л.
Подобные параметры сделали автомобиль популярным в малом бизнесе, обеспечили спрос на машину.
Расширяя сферу применения на рынок малотоннажной техники выпущены модификации ЗИЛ Бычок:
1. ЗИЛ 5301АО – база головной модели;
2. индекс БО в конце обозначения — платформа для установки оборудования, может комплектоваться кузовами различного назначения;
- ГО и ПО – фургоны, в том числе изотермические;
- ДО – версия с удлиненной платформой;
- ЕО – удлиненная платформа под различного назначения кузова;
- ИО – удлиненная платформа фургона;
- ТО – удлиненная платформа с 6-местной на 4 двери кабиной;
- ЮО – наличие места для отдыха (сна).
3. Шасси ЗИЛ 5301БО предназначалось для размещения коммунального, грузоподъемного оборудования. Платформа ЗИЛ 5301ТО с шестиместной кабиной использовалась монтажными, строительными и ремонтными организациями, коммунальщиками.
4. Выпускались грузопассажирские варианты авто Бычок с малой высотой погрузки и боковой дверью сдвижной конструкции.
5. В 98 году на базе Бычка заводом начат выпуск автобусов-маршруток на 15 и 19 мест.
Технические характеристики ЗИЛ 5301АО
Вес груза к перевозке | т | 3,45 |
Вес готового к эксплуатации изделия | -/- | 3,35 |
Весовое воздействие на дорожное полотно через шины готового к эксплуатации автомобиля:
передняя ось задняя ось |
кгс |
1900 1450 |
Вес при полной загрузке | т | 6950 |
Весовое воздействие на дорожное полотно через шины при полной загрузке:
передняя ось задняя ось |
кгс |
2350 4900 |
Мощность | л.с. | 136 |
Клиренс | мм | 160 |
Поворот на радиусе | мм | 7,8 |
Расход дизтоплива | л/100 км | 12 |
Скорость по шоссе максимальная | км/час |
Как устроен автомобиль
Конструкция традиционна для заднеприводных грузовиков. На жесткой раме устанавливается силовая установка, узлы трансмиссии, монтируется кабина, через рессорные узлы с амортизаторами крепятся передний и задний мосты. Использованы несколько типов дизельных моторов Минского производства, трансмиссия механическая, тормоза с гидроприводом и пневмоусилением, рулевое управление комплектуется гидравлическим усилителем.
Особенности устройства основных узлов
Стальная рама лестничного типа, продольные лонжероны из стального профиля, поперечины — стальные швеллера и трубы. Конструкция собрана при помощи болтовых соединений.
Силовая установка комплектовалась несколькими типами турбированных двигателей производства ММЗ — Д-245. С 2008 года на машину устанавливались моторы Д-245.9 Е3, отвечающие требованиям стандарта Евро-3.
Дизель работает в четырехтактном цикле, 4 цилиндра расположены в ряд продольно. Наддув газотурбинный. Система охлаждения замкнутого типа, жидкостная.
Характеристики двигателя
Цилиндры | ед. | 4 |
Литраж цилиндровой группы | л | 4,76 |
Сжатие | 15 | |
Расход горючего | г/л.с.ч | 158 |
Мощность | л.с. | 136 |
Обороты в номинальном режиме | об/мин | 2400 |
Крутящий момент на 1300 об/мин | кгм | 47 |
Вес изделия | кг | 430 |
Узлы трансмиссии
Механизм сцепления однодисковый в сухом исполнении. На ведомом диске установлен гаситель крутильных колебаний пружинного типа. Кожух сцепления стальной, нажимной диск выполнен из серого чугуна. Выключение механизма приводом гидравлического типа с пневмоусилением.
Коробка передач на 5 рабочих режимов передачи крутящего момента, в механическом исполнении с ручным выбором передачи. Переключения коробки синхронизированы.
Карданная передача собрана из 2 трубчатых стальных валов, поддерживаемых промежуточной опорой. В торцевые шарнирные узлы запрессованы обоймы подшипников игольчатого типа.
Задний мост
Одноступенчатая гипоидная передача, дифференциал собран из конических шестерен, полуоси разгруженного исполнения.
Органы управления
На колесах передней оси установлены дискового типа тормозные устройства, на задней оси — барабанного типа тормозные узлы. Привод торможения двух контурный в гидравлическом исполнении с пневмоусилением. В барабанах задних колес смонтирован колодочного типа тормоз стоянки.
Рулевое управление оборудовано гидроусилителем.
Подвеска
Передняя собрана из 2 полуэлептических рессор и 2 гидроамортизаторов, задняя работает на 2 основных и 2 дополнительных рессорах.
Кабина
В базовом варианте использована кабина ЗИЛ 4331 на 3 места, двух дверная, в комплектацию которой входили:
- сидение для двух пассажиров нерегулируемое;
- радиатор отопления кабины, подключенный к системе жидкостного охлаждения силовой установки;
- подрессоренное сидение водителя с регулированием жесткости, высоты и по наклону спинки;
- очиститель ветрового стекла на 3 щетки и омыватель.
Предлагались версии машины Бычок с шестиместной четырехдверной кабиной с двумя рядами сидений.
Преимущества и недостатки. Отзывы владельцев
- Основное достоинство ЗИЛ 5301 Бычок в простоте устройства, малых затратах на эксплуатацию и обслуживание, доступность запасных частей.
- Расход топлива ЗИЛ Бычок дизель достаточно экономичный и составляет 12-15 л на 100 км в зависимости от загрузки.
- ЗИЛ фургон в изотермическом исполнении позволяет расширить функционал машины (безопасно перевозить скоропортящиеся продукты и т. д.)
- Грузоподъемность «Бычка» ЗИЛ по факту эксплуатации доводилась до 5 т без последствий для подвески автомобиля.
- Двигатель отнесен к тракторным силовым агрегатом шумен и подвержен значительной вибрации, но в эксплуатации и обслуживании прост и надежен. Замена масла через 10 000 км, расход незначителен, долива не требуется.
Вместе с тем:
- Машина собрана крайне небрежно, качество комплектующих низкое.
- Механизмы регулировок водительского сидения быстро выходят из строя.
- Зимой в кабине холодно, температурный режим дизеля не обеспечивает эффективной работы отопителя. Кабина плохо герметизирована.
- Запуск дизеля при отрицательных температурах сложен, требует использования электро-факельного устройства либо предпускового подогревателя. Стартер на 24V при схеме 12V требует еженедельного переключения двух аккумуляторов, так как штатно заряжается только один из них.
- Передаточные числа режимов коробки не обеспечивают эффективного набора скорости груженого автомобиля.
- Не надежные узлы заднего моста.
Положение на рынке. Аналоги
Годом снятия с производства ЗИЛ Бычок Википедия обозначает 2014. На вторичном рынке автотехники стоимость автомобиля с пробегом начинается от 100 тыс. рублей. Средняя цена машины на ходу, в хорошем техническом состоянии составляет 450-500 тыс. рублей.
В отличие от Бычка свое положение на рынке сохраняют его аналоги российского производства Газели различных модификаций, китайские малотоннажники Foton, Faw, Gonow. Lifan, японские, южнокорейские и европейские модели.
Бычок не выдержал конкуренции с ГАЗовскими Газелями и Валдаями, проиграл по соотношению цена-качество дизельным грузовикам из КНР, по всем параметрам уступил японским и южнокорейским аналогам. У разработчиков модели были предложения по созданию новых модификаций, более совершенного грузовика «ТАПИР», но из-за низкого спроса на ЗИЛ 5301, общезаводских проблем, отсутствия финансирования работы были свернуты.
Трехтонный Бычок имел неплохие ходовые характеристики, экономичную дизельную силовую установку, позволяющие достаточно эффективно использовать машину как в городских условиях, так и на дальних перевозках
https://www.youtube.com/watch?v=4elZnzODImM
Читайте еще: