Трактор ДТ 20
Статья обновлена 13.06.2017
Сегодня трактор ДТ 20 – это раритет, на котором в послевоенные годы развивалось сельское хозяйство. Машина 0,6 тягового класса выпускалась в 1958-1969 годах харьковским заводом. Прототипом стала модель Дт-145, которая получила ряд усовершенствований: на двигатель установили новый картер и клапан сапуна стали изготавливать из резины. Сам ДТ-20 в последствии изготавливался в 12 модификациях и за 11 лет было выпущено всего 248400 единиц.
Назначение
Основное назначение ДТ-20 — механизация земляных работ, повышение производительности и возможность освоения большого количества целинных земель. На своем уровне трактор с этими задачами справился. Первые выпущенные трактора с металлическими колесами разбрелись по музеям многих городов. Но, не будет лишним сказать, что даже в 2017 году остались работающие экземпляры.
Технические характеристики
Трактора ДТ 20 стали прототипом для современных машин. И на его базе были сконструированы новые модификации: ДТ-25, ДТ-75. Вес ДТ-20 1,56 тн, и сконструирован он в двух вариантах:
1. Завышенная конструкция для садовых работ:
- длина 1,63-1,775 м;
- высота по капоту 1,231 м;
- просвет 0,515 м.
2. Низкая конструкция, для огородных работ:
- длинна 1,423-1,837 М;
- высота 0,308 м;
- просвет 0,308 м.
Длина с навесной системой довольно компактная 2,8-3,0 метра.
Характеристики двигателя
Самая важная деталь – двигатель обладает характеристиками:
- одноцилиндровый d-125 мм, ход поршня 140 мм;
- мощность 13,2 кВт;
- 4-тактный;
- электрический стартер;
- односекционный топливный насос с комбинированной системой смазки (под давлением и путем разбрызгивания);
- усилие тяги 0,125-0,72 тн.
Важная особенность, которую можно отнести к факторам, повышающим сохранность машины – это установленное на маломощный двигатель водяное охлаждение принудительного типа, которое не дает двигателю нагреться в самую жаркую погоду.
Силовой агрегат развивает скорость в 3 режимах:
- Нормальном – 18 л.с. 1600 об/мин – 5-15,6 км/ч;
- Максимальном 1800 20 л.с. – 17,65 км/ч;
- Дополнительная передача используется для ВОМ 900 об/мин – 0,87 км/час.
Кабина
Кабина в конструкции не предусмотрена, что позволило инженерам сэкономить на металлоконструкции и остеклении, а также снизить нагрузку на грунт. Защитную функцию выполнял тент. Кресло жестко крепилось в раме, и в плане удобств не представляло никаких достоинств или преимуществ, даже минимальных.
Расход топлива
Одноцилиндровый двигатель самый экономичный в своем семействе, его расход составляет 200г/л.с*час. Расчетная продолжительность работы полного бака 45 литров – 12,5 часов.
Устройство
Отличительная особенность этого трактора от всех современных моделей – отсутствие рамы. Его остов- двигатель, КПП, задний мост, на которые установлены все навесные приспособления: крылья, кресло, топливный бак и, конечно же, органы управления:
- рулевое колесо;
- рычаги:
— упр. муфтой сцепления;
— переключения передач;
— реверса; - педали:
— тормоза (правого и левого);
— газа (ручного и ножного).
В управление встроены тормоза педального типа – ленточные с раздельным управлением.
Возможности трактора не ограничиваются только стандартными формами, у него есть возможность регулировать дорожный просвет и агрегировать с прицепным и навесным оборудованием.
Ходовая: ведущие задние колеса, передние направляющие жестко подсоединённые к переднему мосту, который балансирует по вертикали – своеобразная амортизация. Механическая трансмиссия с однодисковой фрикционной муфтой управляется рычагом. При включении реверса, трактор едет назад на полноценной скорости 16 км/ч, управление производится в зеркальном отражении.
Преимущества и недостатки
Даже в сравнении с современными машинами, можно найти преимущества в этой технике:
- Водное охлаждение двигателя – машина не греется даже при интенсивной работе в жару;
- Простота конструкции и высокая ремонтопригодность;
- Использование целостных элементов конструкции, что устраняет риск поломки узла;
- Использование сталей и чугуна с высоким запасом прочности.
Отзывы
Трактор ДТ-20 — настоящий пример мастерства советских конструкторов, т.к. в современном конструировании срок эксплуатации машин ограничен до 20-25 лет, и то, что с момента выхода последнего трактора в 1969 году вплоть до 2017 года встречаются рабочие экземпляры, это много стоит.
Чем может комплектоваться
Трактор Т 20 изготавливался в различных модификациях, но тем не менее к нему могло поставляться и дополнительное оборудование:
- опрыскиватели;
- прицепные тележки;
- сенокосилки;
- плуги;
- бороны;
- окучиватели;
- транспортировщик лозы.
Стоимость
Несмотря на то, что эта модель снята с производства в 1969 году, некоторые экземпляры, хорошо сохранившиеся до наших дней, работают на приусадебных хозяйствах, выполняя в основном тяговую функцию.
Но, к сожалению, в продаже можно найти только неработающие модели, в качестве раритета по стоимости 10-12 тыс. рублей.
Аналоги
Если не вдаваться в исторические подробности, достойную замену трактору ХТЗ ДТ 20 сегодня можно найти. По своей мощности таким требованиям отвечают тяжелые мотоблоки и мини трактора. Существуют отечественные бренды, которые при конструировании подобной техники руководствуются наработками советской конструкторской базы.
Подходит такое время, когда фото трактора ДТ 20 мы сможем увидеть только в музее. Но эта техника стала одной из первых, которая позволила использовать машинный труд на полях и садах, она дала почувствовать, что нет предела совершенству ни в сфере механизации труда, ни в человеческих возможностях.
Читайте еще:Трактор ДТ-20 0,6 тягового класса– это раритет советской промышленности. Но до сих пор встречаются работающие модели, полноценно выполняющие свои обязанности.