Промежутка на МТЗ: ремонт и устройство
Статья обновлена 12.07.2019
Промежутка или корпус сцепления — часть трансмиссии, отвечающая за передачу крутящего от двигателя к коробке переключения передач и его разделение на два потока. Один поток направлен к ходовой части, второй — к ВОМ (валу отбора мощности), который, в свою очередь, передает вращение на навесное оборудование. Устанавливается на тракторах, мотоблоках тяжелого класса и некоторых грузовиках. На ряде старых тракторных моделей отсутствует. Также может отсутствовать на некоторых мини-тракторах, однако для таких мощных тракторов, как МТЗ 82, промежутка необходима. Именно этот узел делает трактор многофункциональной машиной, способной работать с дополнительным оборудованием.
Устройство узла
Схема промежутки проста и надежна, как и большинство тракторных узлов. Корпус узла состоит из четырех отсеков. Три из них смазываются, четвертый — сухой, изолированный от попадания смазки сальниками.
В сухом отсеке располагаются:
- механизм сцепления (отсоединяет двигатель при переключении передач);
- привод выключения, соединённый с педалью управления, выведенной в кабину.
В смазываемых отсеках находятся:
- ведущий и ведомый валы независимого ВОМа, оснащенные редуктором и приводом переключения;
- промежуточная шестерня насоса гидравлической системы;
- тормозок,обеспечивающий остановку первичного вала при выжатом сцепления, соединён с педалью управления;
- понижающий редуктор.
Принцип работы состоит в следующем. Ведущий силовой вал передает крутящий момент на понижающий редуктор и далее на первичный вал коробки. Затем вращение получает ведомый вал ВОМа — за это отвечает специальный блок шестерён — и передаёт на промежуточный вал коробки. Далее вращение получает кулачковая муфта, которая обеспечивает переключение режимов ВОМ. Таким образом, вращения получают и колеса, и дополнительное оборудование.
Наиболее частые неисправности
От исправности механизмов промежутки зависит правильная работа всех узлов трансмиссии. При появлении любых неполадок работе КПП или ВОМа опытные трактористы смотрят этот узел в первую очередь.
Чаще всего разборка промежутка МТЗ 82 выявляет следующие неисправности:
- Износ коренного сальника на первичном валу. Смазка попадает между маховиком и ведомым подвижным диском, и накладки сцепления пробуксовывают.
- Выход из строя или сбой в регулировке тормозка сцепления. Приводит к отказу торможения первичного вала КПП и к затрудненному переключению скоростей, часто сопровождающемуся скрежетом.
- Износ опорных подшипников ведущих валов ВОМа. Приводит к ускоренному износу деталей, появлению гула и биения, а также отключению ВОМа.
- Износ уплотнителей и сальников. Приводит к подтеканию трансмиссионного масла из корпуса промежутки.
- Нарушение герметичности соединения между сухим и смазываемым отсеками. Приводит к попаданию масла на фрикционные диски и, далее, к пробуксовке.
- Неправильная установка промежутки при предыдущем ремонте. Важно следить, чтобы нижние валы ВОМа и КПП не упирались шлиц в шлиц. Иначе на валу будет избыточное продольное усилие, которое приведет к смещению сальника, крышки опоры, и, в конечном счете, к подтеканию масла.
Ремонт промежутки на МТЗ
Одной из самый стойких традиций советского автопрома было упрощение конструкций с целью сделать ремонт доступным даже в полевых условиях. Однако это относилось не ко всем узлам и механизмам. В том, как разобрать промежутку МТЗ 82, есть свои тонкости.
Перед началом любых работ, связанных со снятием сцепления, следует нанести метки на корпус и нажимные диски, чтобы зафиксировать взаимное расположение деталей и, следовательно, сохранить первоначальную балансировку механизма. Метки можно нанести маркером или краской.
Непосредственно перед снятием сцепления нужно закрутить технологические болты в маховик. Это обеспечит начальное сжатие нажимных пружин. После этого можно выкрутить болты крепления опорного диска, а затем и технологические. Для разборки сцепления применяют специальный инструмент – двухлапчатый съемник.
Рассмотрим основные неисправности и способы их устранения.
Проблема № 1: Гул и биение КПП. Связано с износом подшипников, который, в свою очередь, появляется при увеличению люфтов в опорах и зазоров в зацеплении зубчатых блоков редуктора и шлицевых соединений.
Решение: Снять весь корпус сцепления, разобрать и заменить изношенные детали (подшипники, шестеренки и валы).
Проблема № 2: Подтекание масла.
Решение: Сменить сальников на опорах валов, расположенных в передней перегородке корпуса промежутки на обоих валах ВОМ и приводе насоса гидросистемы. Выполняется в следующем порядке:
- Снять капот и отсоединить карданный вал раздаточной коробки.
- Открутить гайки, которыми агрегат крепится к двигателю.
- Откатить двигатель от промежутки с помощью передних колес и снять механизм отводки вместе с кронштейном.
- Теперь заменить сальники будет легко. Для замены кольца в верхней передней опоре нужно выкрутить фиксирующий болт и удалить втулку. При необходимости можно выточить новую втулку (они быстро изнашиваются). Сальник в средней передней опоре расположен между ведущим и ведомым валами ВОМа, зажимается стаканом и втулкой. Также имеется сальник в нижней опоре.
- После замены установить обратно кронштейн и собрать отводку.
- Установить промежутку и капот.
Проблема № 3: Выбивание включенного положения скорости вращения ВОМ.
Решение: Вал на промежуток МТЗ может выбивать из-за неисправности пружинно-шарикового фиксатора вилки, расположенного на оси переключения, которая установлена в нижней крышке корпуса механизма. Ремонт привода и редуктора переключения скорости ВОМа проводится в такой последовательности:
- Снять крышку и приводом переключения.
- Для получения доступа к фиксатору отсоединить вилку переключения и ось.
- Заменить неисправные детали.
- Собираются ось с вилкой в обратном порядке.
Проблема № 4: Выход из строя тормозка сцепления.
Решение: Как правило, неисправности этого устройства связаны с ошибками в регулировке рычагов или износом кольцевых накладок (более 3 мм). Чтобы получить доступ к механизму, нужно снять кронштейн отводки, а также убрать среднюю верхнюю крышку на корпусе. После этого диски заменяются на новые. Одновременно с ними заменяют и сальник.
Если ключевые детали механизма сильно изношены или есть проблемы с инструментами и прочими принадлежностями для качественного ремонта, стоит рассмотреть вариант купить бу промежутка МТЗ 82.
Разумеется, в этом случае важно тщательно проверить исправность механизма, однако в большинстве случаев подержанные узлы работают надежно и безотказно. Если же трактор не снят с производства, можно приобрести новую промежутку в сборе и забыть о ремонте на долгое время – достаточно лишь изучить каталог запчастей производителя и выбрать нужную.
Заключение
От правильной работы промежутка зависит точность и удобство управления трактором, функционирование дополнительного оборудования и распределение нагрузки в трансмиссии. Обслуживание и ремонт могут быть выполнены своими силами и, как правило, не отвлекают ресурсы предприятия.
Читайте еще: