Актуальная статья

Схема коробки передач Т-40

Статья обновлена 12.07.2019

Колесный трактор Т-40 занимал одно из важнейших мест в линейке продукции Липецкого тракторного завода с 1961 по 1995 год. На сегодняшний день он снят с производства, но продолжает оставаться верным помощником тысяч фермеров, строителей, коммунальных служб. Среди наиболее успешных конструкторских решений, обусловивших популярность Т-40 — коробка передач, трансмиссия и переднекапотная компоновка. В результате трактор показал себя экономичным в эксплуатации, надежным и простым в обслуживании и ремонте и продолжает активно использоваться на многих современных хозяйствах и предприятиях.

Параметры и устройство КПП

Тракторы Т-40 оснащались восьмиступенчатыми механическими коробками. Схема коробки передач трактора Т 40 включает в себя следующие элементы:

  1. Ходоуменьшитель. Обеспечивает работу трактора на пониженных скоростях, что требуется при использовании некоторых видов сельскохозяйственного оборудования. Представляет собой зубчатую передачу, соединенную с конической шестерней реверса и с валом ходоуменьшителя через шлицы. Устанавливается с левой стороны трактора в расточку под стакан конической шестерни реверса.
  2. Реверс с конической передачей. Обеспечивает движение задним ходом. Представляет собой редуктор, переключающий шестерни зацепления в конической передаче. В результате обеспечивается изменение направления и скорости движения ведомого вала.
  3. Коническая передача также передает крутящий момент и направление вращения от двигателя к первичному валу и ходоуменьшителю. Ведущая шестерня располагается в передней части блока трансмиссии, ведомая — на первичном валу.
  4. Главная передача и дифференциал. Передают колесам крутящий момент и задают разные угловые скорости при поворотах. Представляет собой две цилиндрические шестерни с прямыми зубьями. При повороте одна ведомая шестерня ускоряет вращение, а вторая замедляет.
  5. Механизм блокировки дифференциала. Обеспечивает равную частоту вращения обоим полуосям, при движении по сильно пересеченной местности.
  6. Шестерни и валы «отвечают» за изменение скорости и направления движения. Оснащены механизмом переключения, посредством которого и происходит управление. Ключевые валы — первичный и ведущий. Управление осуществляется зацеплением нужной подвижной шестерни с неподвижной. Механизм переключения передач представляет собой валики с вилками, смещающими шестерни.
  7. Механизм блокировки КПП. Предотвращает неполное включение шестерен. Состоит из валика и подпружиненных шариков-фиксаторов. При работе блокиратора валик входит в кольцевую проточку валиков переключения и предотвращает их перемещение.
  8. Конечная передача трактора. Уменьшает частоту вращения полуосей ведущих колес. Представляет собой две цилиндрические шестерни с прямыми зубьями. Ведущая шестерня устанавливается в расточках блока, ведомая — на полуоси колеса.
КПП Т-40
Коробка передач трактора Т-40

Схема КПП

Схема переключения КПП Т 40 расположена в кабине каждого трактора над щитком. Управление осуществляется рычагами переключения передач и реверса, а также педалью сцепления. При правильном выборе передач трактор будет работать с максимальной производительностью и минимальной нагрузкой на детали трансмиссии, а также уменьшится расход топлива.

Обязательно почитайте:  Трактор - это транспортное средство или самоходная машина

Ремонт и обслуживание коробки передач

При конструировании трактора разработчики уделяли особое внимание его ремонтопригодности в полевых условиях. Все детали и узлы должны были быть рассчитаны на ремонт в полевых условиях, когда доступа к квалифицированной сервисной службе нет. Поэтому многие водители успешно выполняют обслуживание и ремонт КПП Т 40 своими руками, минимизируя расходы и простои.

Техническое обслуживание КПП сводится к проверке количества смазки в картере и его периодической замене (или доливу). Проверять, сколько масла в коробке Т 40, следует через каждые 240 часов работы с помощью контрольной пробки, расположенной на корпусе коробки. Через это же отверстие заливают масло при доливе или замене — строго до уровня контрольной отметки, не ниже и не выше.

Недостаток смазки приведет к повышенному износу и перегреву КПП, а избыток может привести к поломке зубьев.

После каждых 960 часов работы рекомендуется промыть детали и узлы коробки и сменить масло. Слив отработанного масла осуществляется при горячем двигателе через отверстие в нижней части КПП. Используются минеральные трансмиссионные масла, в идеале — всесезонные. В районах со значительными перепадами годовых температур важно следить, чтобы масло соответствовало сезону.

Чертеж КПП
Схема КПП Т-40

Шестерни и валы коробки на Т 40 не нуждаются в регулировке.

Некоторые советы по ремонту и замене основных узлов:

  1. При замене конической передачи заменяются обе шестерни, и ведомая, и ведущая. Сначала устанавливается ведущая. Расстоянием до оси первичного вала (40±0,1 мм) регулируется прокладками под стаканом подшипника. Ведомая шестерня устанавливается с зазором в зацеплении зубьев 0,25—0,6 мм. Аналогичным образом устанавливается коническая шестерня.
  2. Механизм блокировки передач не нуждается в плановой регулировке, но подлежит ей после любой разборки.

При ненадлежащей работе блокиратора дифференциала он регулируется в следующем порядке:

  • открутить гайку, фиксирующую болт регулировки, одновременно вкручивая сам болт в педаль блокировки с нижней стороны;
  • полностью выжать педаль;
  • откручивать болт, пока он не не упрется в крышку коробки;
  • отпустить педаль, открутить болт еще на один оборот и зафиксировать гайкой.

Заключение

Конструкция КПП на Т 40 достаточно надежна, чтобы обеспечить практически безотказную работоспособность на протяжении долгого времени. При надлежащем обслуживании тракторы этой серии выдерживают большие нагрузки и станут надежными помощниками в сельском хозяйстве, на стройке или в коммунальной сфере. Детали и узлы в сборе для ремонта КПП можно приобрести как новые, так и подержанные, что дополнительно удешевит ремонт.

Читайте еще: