Гусеничный вездеход ГАЗ 71: эксплуатация, характеристики

60-е годы были ознаменованы началом освоения территорий, доселе не изученных, таких как Сибирь, Крайний Север, Дальний Восток. Нужно было развивать перспективные отрасли – газовую и нефтяную промышленность. Для их исследований нужен был новый транспорт, который мог бы преодолевать любые труднопроходимые пространства в трудных климатических условиях. Иначе он должен хорошо передвигаться по любым дорогам, бездорожью, воде, снегу и сугробам, болоту, пустыне, при этом качественно работать при высокой влажности и низкой температуре. С этой целью на Заволжском заводе гусеничных тягачей начинают выпускать новый автомобиль – вездеход ГАЗ. Время его выпуска – 1968-1985 годы. Основой разработки ГАЗ 71 явилась другая модель – ГАЗ 47. Разработчики использовали всё лучшее этого вездехода.

Эксплуатация и сферы применения

ГАЗ 71 имеет другое название – ГТСМ вездеход. Иначе мы говорим о гусеничном транспортёре (снегоболотоходе) среднем модернизированном. Слово «средний» означает, что груз ГТСМ составляет одну тонну. Способность передвигаться по воде позволила назвать его водоплавающим. Несмотря на то что эта модель была разработана ещё в 60-е годы, она очень востребована по сей день. Эту машину отличают специальные технические характеристики, простота конструкции, экономичное обслуживание, лучшие качества вездехода (преодоление препятствий, высокая проходимость в любых условиях, выносливость), доступность и распространённость запасных деталей. Фото ГАЗ 71:

ГАЗ 71
Гусеничный вездеход ГАЗ 71

За много лет его эксплуатации в народном хозяйстве и военной сфере гусеничный вездеход ГАЗ выполнил множество важных задач. За это заработал хорошую репутацию среди водителей этого транспорта.

Сферы применения вездехода ГАЗ 71:

  • геологоразведка;
  • энергетика;
  • нефтегазовая отрасль;
  • военная сфера.

Также эта чудо-техника используется частными лицами – охотниками, рыболовами, путешественниками.

Назначение вездехода:

  • доставка людей, разнообразных грузов в различные отдалённые районы страны при трудных условиях;
  • транспортировка солдат, эвакуация раненых;
  • поддержка научных экспедиций, прежде всего геологоразведочных;
  • перевозка прицепов весом до двух тонн.

Диапазон температуры для использования ГАЗ 71 составил 90 градусов – от –50° до +40° по Цельсию. Для хранения машины не требуется гараж, даже при таких температурах. Вездеход абсолютно самодостаточен, так как снабжён специальными средствами для самовытаскивания, если застрянет.

Его плавательные возможности впечатляют. Он способен преодолевать брод (глубина 1,2 метра), широкое речное пространство (1,5 км) со скоростью 6 км/час. Плавательную функцию вездехода обеспечивает вращение гусениц. А их заставляет двигаться бортовой редуктор. Внешне гусеничный вездеход ГАЗ может казаться неуклюжим из-за больших габаритов. Но это видимость. На практике он достаточно подвижный. Увеличение скорости, возможности маневрировать на воде обеспечивают специальные гидродинамические кожухи, которые быстро снимаются. При переправе через водное пространство должно учитываться важное условие: пересекать можно только спокойную реку.

На реке с быстрым течением снегоболотоход лучше не использовать – может крутить и даже затопить. Причина в том, что подводный борт имеет большую площадь.

Скорости спецмашины зависят от качества дорог и местности. Вездеход ГАЗ 71 на более или менее ровной дороге развивает скорость до 50 км/час. При передвижении на болоте скорость снижается до 18 км/час, при затруднённых условиях – до 12 км/час. На снежной местности, где снег глубиной 1 метр, он может развить скорость только до 17 км/час.

При этом не совсем экономично расходуется топливо. Когда развивается максимальная скорость, вездеход движется по бездорожью, расходуется 150 л на 100 км. Средний расход не намного меньше – 100 на 100 соответственно. Чтобы топлива хватило на 400-500 км, при разработке по бокам автомобиля расположили четыре топливных бака: три из них объёмом 232,5 л каждый, в дополнение к ним бак на 77,5 л.

ГАЗ 71
Вездеход ГАЗ 71

Характеристики вездехода

ГАЗ 71 дизель имеет технические характеристики, которые выгодно его отличают от предыдущей модели ГАЗ 47. Рассмотрим основные из них.

Двигатель ГАЗ 71 имеет 8 цилиндров. Функционирует он на бензине. Является сильным карбюраторным аппаратом мощностью 115 лошадиных сил. Объём – 4,25 л. Двигатель входит в единую систему. Она встроена в моторное отделение. В неё ещё входят коробка передач, однодисковое сухое сцепление и дополнительная передача. Коробка передач механическая, четырёхступенчатая. В ней пять скоростей – четыре передние и задняя. Раздаточная коробка имеет две передачи, досталась в наследство от ГАЗ 66. В устройство также входят бортовые редукторы и система двойных ленточных тормозов.

Ходовая часть представлена следующими составляющими:

  • опорными катками. Всего их 12 штук;
  • гусеницами, покрытыми резиной. С каждой стороны их по 6 штук;
  • ведущими колесами (2 штуки).

На задних направляющих и передних катках установлены гидравлические амортизаторы.

При передвижении на снежной местности на гусеницы устанавливаются специальные съёмные снегоочистители. Они не позволяют образоваться наледи и препятствуют налипанию снега.

Кузов представляет собой открытую стальную отапливаемую грузовую платформу. В плохую погоду можно дополнительно натягивать тент для создания теплового и защитного эффекта при перевозке людей. Вездеход рассчитан на 12 мест. Два места для экипажа в металлической кабине и 10 мест с мягкими откидными сиденьями в кузове для десанта, перевозимых людей. Для случаев перевозки раненых кузов оснащен необходимым санитарным оборудованием.

Герметичность кабины обеспечивается резиновым уплотнителем по краям дверей. Это гарантия защиты от пыли и воды. Для вентиляции воздуха в кабине есть два герметичных люка. Также здесь предусмотрены термоизоляция, отопитель, мягкие сиденья, характерна звуконепроницаемость. В целом, оборудование вездехода создает оптимальный комфорт для людей во время движения. За сиденьем водителя в «ручной доступности» находится аккумулятор, спрятанный за металлической пластиной. Она легко снимается, что очень удобно.

Вездеход ГАЗ
ГАЗ 71

Модификации ГАЗ 71

Данная модель стала базовой для дальнейшего развития, совершенствования ее лучших качеств и возможностей. С этой целью было разработано несколько модификаций, которые имели те или иные преимущества и все были нацелены на повышение надежности и автономности вездехода.

ГАЗ 3403 представляет следующее поколение вездеходов. В чём же состоят усовершенствования?

  1. Объём топливных баков стал 93 л.
  2. Теперь все торсионы уплотнили. У Газ 71 это касалось только передней и задней трубы.
  3. Стали использовать более износостойкие тормозные ленты.
  4. Вариативность тентов и кузовов. А именно:
  • кузов с простым тентом;
  • кузов со спальными местами для четверых человек (ранее было для двух) и двойной тент. Этот вариант называют северным;
  • кузов высокий, жёсткий, большая дверь, спальных мест тоже четыре.

У этой модели были уже свои варианты:

  1. ГАЗ 34032. Автомобиль направлен на выполнение поиска и спасения людей. Платформа расположена сзади, чтобы можно было принять груз на воде.
  2. ГАЗ 34033. Она была разработана для эксплуатации погранслужбой. Были установлены дополнительно генератор (итого две штуки), аккумулятор (итого две группы).
  3. ГАЗ 34034. Был установлен дизель Д-247 (атмосферный). Затраты дизтоплива в тяжёлых условиях снизились до одного литра на километр.
  4. ГАЗ 34036(37). Использовались дизель Д-247 и дополнительный задний каток, который прозвали «ленивцем», благодаря чему добавилось 0,6 м грузового отсека. Плавательные возможности вездехода увеличились. ГАЗ 34036 использует два тента, ГАЗ 34037 – один.

Всем этим вездеходам досталась коробка передач ГАЗ 66.

ГАЗ-34039. Эта модификация выпускается сейчас – оснащена автономным отопителем кузова, дизелем Д-245 с турбонаддувом, сцеплением и коробкой передач ГАЗ 33104. Увеличилась грузоподъёмность до 1,5 т.

Специально для использования в военной сфере был разработан бронетранспортёр ГТМУ. Он используется в так называемой армии минимальных размеров. Эта машина хорошо маневрирует. Является легкобронированной авиадесантируемой моделью. Правда, гусеницы быстро изнашиваются под тяжёлым весом. По ширине машина меньше на 10 см, на днище нет брони, ГТМУ ниже других вездеходов.

Также есть ещё модификации, применяемые в военной сфере. Используются с целью вытаскивания (спасения) раненых, для химической разведки, в качестве артиллерийского тягача.

Вывод

Гусеничный вездеход ГАЗ 71 – зарекомендовавшая себя в сложных ситуациях, условиях машина, используемая до сих пор.

ГАЗ 71 дизель технические характеристики имеет достойные. Он явился базой для разработки многих модификаций, которые активно эксплуатируются сегодня в военной сфере и не только.

Интересное по теме:

Оставить комментарий

3 − один =

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: