Вездеход из мотоблока своими руками

Мотоблок – это популярное техническое приспособление, которое нередко применяется для создания различных устройств. Так, используя конструкционную фантазию, из него делают вездеход, каракат, снегоход и многие другие агрегаты. Вездеходы из мотоблоков – это наиболее простые и наименее затратные средства передвижения по пересеченной местности.

Особенность устройств

Для умельцев изготовление самодельных аппаратов позволяет за небольшие деньги получить качественный вариант транспорта. Создание средства повышенной проходимости из мотоблока возможно по следующим причинам:

  • такие устройства обладают энергонасыщенным транспортным блоком, выдающим хорошие тяговые показатели;
  • рычаги управления силовой установкой, а также трансмиссией находятся на ручках;
  • сам мотоблок имеет незначительную массу, что позволяет ему перевозить различный багаж.

Благодаря таким свойствам самодельные вездеходы крайне востребованы у охотников и рыбаков.

Модель вездехода
Образец вездехода

Необходимость самостоятельного создания данных агрегатов возникла из-за отсутствия заводских серийных аналогов, которые могли бы заменить аппараты, сделанные на базе мотоблока.

Конструкция

Основные узлы, используемые для изготовления вездеходного транспорта, кроме самого мотоблока, представлены следующими элементами:

  • рама, которая необходима для создания основы;
  • задний мост, который используется, чтобы установить вторую пару колес;
  • водительское кресло, которое рекомендуется делать защищенным от попадания грязи с дороги;
  • приборы для освещения, позволяющие безопасно передвигаться в темное время суток.

Такие вездеходы представляют собой транспортные средства, рассчитанные на одного человека. Средняя грузоподъемность агрегатов составляет порядка 200 кг. Ширина рамы определяется необходимой устойчивостью перед опрокидыванием, но рекомендуется делать её не менее 1,1 метра. Из мотоблоков с двигателем рекомендуется применять изделия фирм Нева, Угра либо другие, обладающие мощностью 10 л. с. и больше. Таких показателей мощности достаточно, чтобы осуществлять движение быстрее 10 км/ч. Она в процессе движения по бездорожью на скользкой либо вязкой почве снижается до 2-3 км/ч.

Самостоятельное изготовление колесного вездехода

Прежде всего, рекомендуется оборудовать стандартные силовые агрегаты понижающим редуктором. Это обусловлено тем, что оптимальный крутящий момент как у бензиновых, так и у дизельных моторов достигается при 80% от максимальной скорости вращения коленвала.

Ломающаяся рама
Рама для вездехода

Дополнительно, двигатель стоит оборудовать принудительным охлаждением. Причина в том, что движение будет осуществляться на малых скоростях, а набегающего воздушного потока мало, чтобы обеспечить рабочий тепловой режим силовой установки.

Рама вездехода

Прежде всего, требуется сделать раму, которая будет находиться между передним, а также задним мостом. С этой целью берут профилированные трубы, имеющие квадратное сечение. Такие элементы имеют высокий уровень жесткости. При использовании тяжелых мотоблоков типа МТЗ либо Нева зачастую проводят жесткую стыковку рамы. Благодаря этому вездеход получится однообъемным.

Другой вариант заключается в применение ломающейся рамы, что предпочтительно для применения агрегата в холмистой местности. В этом случае сочленение будет делаться посредством шкворня. При этом оба моста будут оборудоваться независимей подвеской.

Для движения по лесному массиву для охоты создавать на базе мотоблока болотоход, оборудованный ломающейся рамой. В сравнении с вездеходами на жесткой раме, он обладает большей проходимостью.

Задний мост, а также подвеска

Легче всего использовать для создания заднего моста готовые элементы от старого легкового автомобиля, к примеру, Москвича 412. Это обусловлено небольшой массой таких частей, позволяющих применять их для создания вездехода. Для плавности хода подвеску делают на амортизаторах, что снижает еще и вибрацию кузова. Чтобы снизить расход топлива и сопротивление при движении по пересеченной местности рекомендуется создавать независимую подвеску для каждого заднего колеса отдельно. Но это создает больший уровень раскачивания. Чтобы скрепить раму с задним мостом, требуется применять закаленные болты, а для придания эластичности соединениям требуется использовать резиновые вставки.

Зимний вариант вездехода
Вездеход с лыжами

Для движения по снегу на задний мост устанавливают лыжи.

Колеса

Для повышения сцепления колес с дорогой, особенно по болотистой местности, используется мотоблок на шинах низкого давления. Такие колеса за счет незначительного давления на грунт позволяют сделать движение вездехода на камерах максимально плавным. Для этого применяются специальные колеса от крупных болотоходов. Также их можно самостоятельно собрать из компонентов, что осуществляется следующим образом:

  1. Для создания самодельных дисков, требуется провести сварку классических дисков со специальными крепежными пластинами.
  2. Дальше на расширенный диск надевают большую камеру и накачивают её.
  3. Готовые колеса монтируются на вездеход.

Для повышения проходимости и сцепления таких колес с землей, требуется вырезать из покрышек специальные грунтозацепы и установить их на камеры.

Этапы сборки

Теперь стоит рассмотреть, как сделать кустарный вариант вездехода из подготовленных запчастей, а также комплектующих. Так, эта процедура обычно проводится следующим образом:

  1. На подготовленную раму монтируется сам мотоблок.
  2. Дальше проводится крепление заднего моста.
  3. Производится размещение водительского сидения.
  4. Если в схеме предусмотрено, проводится установка рулевого управления.
  5. К нижней части рамы монтируется пластиковая либо металлическая листовая защита.
  6. Проводится проверка функционирования тормозов.
  7. Ставятся электрические цепи, а также осветительные прибор.

Все элементы либо узлы, в процессе их создания, должны проверяться на корректность работы. Важно обеспечить наличие запаса прочности, для движения по пересеченной местности.

Гусеничные варианты

Чтобы повысить сцепление с дорогой можно использовать гусеницы. Благодаря им вес транспортного средства будет более равномерно распределяться на большую площадь земли. Дабы создать гусеничный вездеход из мотоблока рекомендуется использовать металлические траки, где толщина каждой пластины составляет не меньше 0,5 см. К ним привариваются кольца, взятые от водопроводных труб. Дальше гусеницы устанавливается на транспарантную ленту.

Легче всего сделать траки, применяя в этих целях композитные материалы. Для создания таких изделий используется стеклоткань, а также эпоксидная смола. Каркасом в этом случае является стеклополимерная арматура. После приготовления в специальных формах таких изделий, происходит сбор гусеницы. Для её соединения применяются элементы, сделанные из износостойкой стали.

Можно сделать траки из древесины, однако, такие гусеницы будут крайне хрупкие.

Когда существует потребность в недорогом, но практичном вездеходу, его можно сделать на базе обычного мотоблока своими руками. Видео с инструкцией поэтапного создания подобного транспорта можно найти в видеохосинге Ютубе. Благодаря этому существует возможность наглядно увидеть принцип их создания и при необходимости доработать под себя.

Интересное по теме:

Оставить комментарий

пять × 4 =