Вездеход МТЛБ на гусеницах
Статья обновлена 06.03.2018
Несмотря на стремительное развитие автомобильного производства и создание высокотехнологических автомобилей, некоторые советские агрегаты все равно остаются одними из наиболее востребованных машин благодаря высоким показателям выносливости и мощности двигателей. Например, вездеход МТЛБ известен во всем мире, как уникальный бронетранспортёр, не имеющий достойных аналогов. Что же, давайте выясним, за счёт чего автомобиль получил такую популярность.
История и основное предназначение
Первая гусеничная модель была произведена на Харьковском машиностроительном заводе в 1964 году. Среди инженеров, а впоследствии и других жителей СССР, агрегат получил прозвище «Мотолыга». После провозглашения независимости, Россия начала самостоятельно выпускать модифицированные версии МТЛБ 2 и другие модели. На сегодняшний день бронетранспортёры активно изготавливаются в городе Муроме и на Иркутском заводе, занимающимся производством тяжёлой техники.
Основное предназначение вездехода заключается в перевозке военных приспособлений и транспортировке людей. В некоторых случаях гусеничный тягач также может использоваться как санитарная машина для устранения последствий стихийных и других бедствий.
Широкое применение автомобиль получил во время Афганской войны, когда советские солдаты вели боевые действия, а руководство СССР лично контролировало крупные поставки в горячие точки. Собственно, с этого момента начался новый этап развития МТЛБ, но уже в качестве военного танка. Увидев автомобиль в действии, многие нейтральные и дружественные страны, начали активно заказывать бронетранспортёры для собственных оборонительных целей.
Помимо варианта модификации с силовыми установками, вездеход МТЛБ часто эксплуатируется в сельскохозяйственном и гражданском секторах. После распада Советского Союза, техническая база осталась на территории современной Украины и стала основой для создания новой модели харьковского вездехода ХТЗ-3Н.
Дополнительно на танк можно крепить различное техническое оборудование благодаря уникальной конструкции шасси, а также использовать его для обслуживания транспортных магистралей. По сути, вездеход МТЛБ можно применять практически для любых целей, включая перевозку небольших грузов. Качественные технические характеристики машины позволяют свободно передвигаться при плохих погодных условиях и преодолевать различные препятствия.
Модели и модификации
Советский автомобиль представлен огромным количеством различных вариаций, которые отличаются годом производства и некоторыми дополнительными конструкциями. Если во время СССР МТЛБ выпускался в разных местах, но как одна модель, то после провозглашения независимости многие страны начали выпускать собственные варианты бронетранспортёра.
Список современных государств, которые занимаются производством автомобиля МТЛБ:
- Россия.
- Украина.
- Польша.
- Азербайджан.
- Казахстан.
- Швеция.
Стоит отметить, что в Швеции существует собственная модель МТЛБ под названием Pbv 401 со специальной пулевой установкой. То же самое касается Казахстана, где инженеры разработали самоходный миномёт «Айбат», оснащённый советской военной техникой. В свою очередь, Польша выпустила вариант танка MT-LB с тридцати (12,7) миллиметровым пулемётом.
Что касается российских и советских моделей, то наиболее популярным вездеходом является МТ-ЛБВ, известный также как «снегоболотоход». Очень широко используется в северных регионах и может передвигаться по толстому льду благодаря системе пониженного давления на грунт. Стандартный вариант агрегата МТ-ЛБ предназначен для работы в гражданском секторе и может применяться в качестве перевозчика. Но лучше всего на автомобильном рынке все же продаются военные модели, представленные наиболее широкой линейкой различных танков и силовых установок. Например, версия МТ-ЛБВМК, оснащённая новым двигателем от Ярославского завода, чья мощность составляет 240 л.с, дополнительно включает зенитный пулемёт «Корд».
Важно отметить, что среди всех аналогичных моделей, самым высоким показателем мощности обладает двигатель МТ-ЛБВМ1К — 310 л.с.
Среди качественных украинских агрегатов можно выделить вездеход МТ-ЛБР6 с новым дизельным мотором. Оригинальность этого автомобиля заключается в усовершенствованной одноместной башне и повышенном уровне безопасности водителя за счёт специального кевларового подбоя.
Лучшими техническими характеристиками, по мнению экспертов, обладает тягач МТЛБу. Максимально внутрь вездехода помещается около восемнадцати человек в зависимости от экипировки, но оптимальным показателем считается 10-12 пассажиров. Тягач оснащён двигателем ЯМЗ-238Н и имеет мощность 300 л.с, а общий примерный расход топлива составляет 100 литров на каждые 100 км. Грузоподъёмность машины равняется 4000 кг, а общий вес 11500 кг. Среди всех других схожих моделей, МТЛБу считается самым прочным и надёжным.
Как было отмечено выше, помимо основной серии, военный вездеход на гусеницах имеет множество вариантов комплектации от разных заводов и даже стран. Более подробную информацию касательно линейки бронетранспортёров может предоставить Википедия или другие схожие автомобильные ресурсы.
Технические характеристики
Специальная кабина полностью изолирована от внешнего шума и максимально сохраняет тепло внутри самого танка. Бронетранспортёр МТЛБ оборудован кузовом закрытого типа на одиннадцать пассажирских мест, а водительская кабина вмещает до двух человек. В рабочем состоянии общая масса агрегата составляет почти десять тысяч килограмм, но в эту цифру не входит возможное количество пассажиров. Максимальная скорость танка составляет 61 км/час на нормальной дороге, а на сухой грунтовке примерно тридцать километров.
Машина оснащена двумя отдельными входами и двумя люками для быстрой высадки и посадки солдат. Кабина и основная платформа вездехода хорошо отапливается, а в специальных моделях, предназначенных для дальних северных регионов, включены дополнительные тепловые установки.
Несмотря на все защитные комплектации, танк сохраняет широкий панорамный обзор на дорогу, благодаря которому оператор может вести машину в ночное время. Помимо двух основных фар, вездеход МТЛБ имеет специальную фару-искатель для хорошего видения в тёмное время суток. Благодаря новым мощным двигателям, автомобиль передвигается по воде со скоростью шесть километров в час и беспрепятственно преодолевает любые болота средней глубины.
Важно отметить, что, несмотря на все технические характеристики, машина не предназначена для наступательных операций и силовые установки крепятся исключительно в средствах самообороны! Общая длина вездехода составляет около 6500 мм, а ширина 2860 мм.
Все органы управления танком находятся в непосредственной доступности для оператора, и любые операции осуществляются в течение нескольких секунд. Помимо основных механизмов передвижения, водитель может регулировать температуру на платформе и кабине, а также приводить в действие все дополнительные установки.
Двигатель и эксплуатация
Стандартные модели современного российского бронетранспортёра оснащены мотором ЯМЗ-238В. Мощность агрегата составляет 240 л.с, позволяя быстро передвигаться на труднопроходимых участках. Двигатель работает на дизеле и является продуктом Ярославского завода, который на сегодняшний день поставляет моторы для многих отечественных компаний. ЯМЗ-238В имеет v-образную форму и состоит из восьми цилиндров.
Качественная комплектация агрегата позволяет передвигаться по болотам и мягкому зубчатому грунту. Дополнительно за проходимость вездехода отвечают увеличенные ленточные гусеницы, снижающие нагрузку на почву и увеличивающие предельную скорость, которая составляет 61 км/час. На каждые сто километров вам понадобится примерно 110 литров топлива в зависимости от сложности трассы.
Затрагивая вопрос эксплуатации, стоит отметить, что срок жизни вездеходов МТБЛ будет зависеть от нагрузок и регулярного ремонта. Согласно инструкции производителя владельцу необходимо ежедневно осуществлять проверку всех механизмов агрегата, включая технические характеристики, и уделять особое внимание частям, которые потенциально могут повредиться при пересечении водной местности. Также не стоит забывать о сезонных проверках и подготовке автомобиля к зимнему времени года, когда он требует особого бережного отношения.
Цена
К сожалению, многие модели транспортёра давно сняты с производства и найти их можно только на вторичном рынке. Стоимость нового автомобиля 2017 года составляет примерно три миллиона рублей, а более старые версии обойдутся в полтора миллиона. Подержанные модели можно приобрести за один миллион или даже дешевле, и финальная цена будет зависеть от пробега и состояния вездехода.
Завершая обзор, хочется ещё раз подчеркнуть, что вездеход МТБЛ прекрасно зарекомендовал себя во многих странах, как качественный и выносливый агрегат, который с лёгкостью выполняет задания любой сложности. Даже сегодня бронетранспортёр можно встретить на вооружении некоторых стран, и каждые несколько лет машиностроительные заводы выпускают новые варианты модификаций.
Читайте еще:При регулярном уходе и бережном отношении техника однозначно прослужит вам ни один десяток лет и полностью отобьёт свою стоимость!