ГАЗ-51: двигатель, технические характеристики

Статья обновлена 13.05.2019

К числу наиболее популярных моделей грузовых автомобилей, массово выпускавшихся в послевоенный период, целесообразно отнести ГАЗ-51. Он представляет собой универсальное транспортное средство, способное выполнять широкий спектр задач, а технические характеристики ГАЗ 51 позволяют использовать его и по сей день.

ГАЗ-51

Прежде чем более подробно рассмотреть технические характеристики двигателя ГАЗ 51, необходимо изучить эту модель более подробно. Транспортное средство представляет собой грузовой автомобиль универсального назначения, который повсеместно использовался в большинстве сфер народного хозяйства Советского Союза.

При этом благодаря многочисленным преимуществам модель успешно эксплуатировалась в ряде зарубежных стран, являвшихся союзниками СССР на тот момент — Польше, КНР, КНДР. За годы выпуска было реализовано более 3,4 млн единиц техники, что сделало бензовоз, а также прочие модификации одними из самых массовых.

ГАЗ 51
Грузовик пользовался большой популярностью в Советском Союзе

История выпуска автомобиля, фото

Если ознакомиться с фото бортового ГАЗ 51 либо других его модификаций, можно сделать вывод о том, что его дизайн вполне соответствует требованиям того времени, а конструкция отличается простотой и надежностью. Впервые проект модели был разработан и опробован еще в 1937 году, а к 1941 планировалось его массовое производство.

Модель была презентована на Всесоюзной выставке сельского хозяйства в столице РФ в 1940 году, но большая часть экземпляров была выпущена лишь в послевоенные годы. Грузовик позиционировался как полноценная замена устаревшим ГАЗ-АА, а также ММ-модификациям, поскольку его технические характеристики и конструкция были существенно модернизированы.

В сравнении с предшественниками узлы грузового автомобиля были переработаны с учетом опыта эксплуатации техники в летнее и зимнее время, а также с использованием некоторых технологий, реализованных в американских грузовиках. Благодаря этому новая модель значительно отличалась от предыдущих:

  • усовершенствованным двигателем, а также сопутствующими узлами;
  • наличием тормозной системы гидравлического типа;
  • облицовкой кабины и её интерьером;
  • увеличенным размером колес;
  • унификацией множества деталей с военным аналогом грузовика — моделью ГАЗ-63.
Обязательно почитайте:  Руководство по эксплуатации КАВЗ-4235

Готовое транспортное средство отличалось высокой скоростью движения, надежностью, а также значительной грузоподъемностью. Это сделало его идеальным инструментом для восстановления сельского хозяйства, разоренного войной. При небольшом расходе топлива грузовик отличался мягкой подвеской, обусловленной наличием амортизаторов, что позволяло комфортно использовать его в условиях бездорожья.

Грузовик с кузовом
Автомобиль выпускался до 1975 года

Производство модели постепенно наращивалось вплоть до 1958 года, когда оно достигло пиковых значений в 173 тысячи экземпляров. К 1975 году конструкция транспортного средства устарела и была снята с производства.

Конструкция ГАЗ-51

Прежде чем изучить основные параметры ДВС ГАЗ 51, необходимо ознакомиться с его конструктивными особенностями. Как было сказано ранее, инженеры при разработке модели использовали зарубежный опыт, что позволило сделать её более качественной, добиться прироста рабочих показателей.

Важными инновациями стали:

  • цилиндрические гильзы, изготовленные из специального износостойкого чугуна;
  • хромированные кольца поршней;
  • жалюзи радиатора вертикального типа;
  • предпусковой двигатель;
  • маслорадиатор;
  • вкладыши для коленвала.

Значительно была улучшена фильтрующая система, что позволило увеличить срок службы силового агрегата.

Для водителя была реализована возможность контроля давления масла, что стало настоящей инновацией, поскольку ранее подобного рода приборы отсутствовали вообще.

Параметры двигателя

Отдельного упоминания заслуживает мотор грузовика, который был изготовлен на Горьковском Автомобильном Заводе еще в 30-ые годы. Его основой стал американский аналог, приобретенный по лицензии Dodge D-5, что позволило создать качественный и эффективный автомобиль.

Технические характеристики
Схема автомобиля

Силовой агрегат относится к 6-цилиндровому карбюраторному типу, обладает следующими показателями:

  • объем — 3485 см3;
  • мощность — 70 л.с.;
  • число клапанов — 12;
  • тип потребляемого топлива — А-56, А-66;
  • расход горючего — 20/25 л/100 км.

Двигатель оснащен закрытой системой охлаждения, которая применялась в автомобилях ГАЗ впервые. Благодаря этому удалось сделать эксплуатацию транспортного средства возможной даже при интенсивных нагрузках в жаркую погоду, что сделало его универсальным.

Технические характеристики ГАЗ-51

По своим техническим параметрам, подобного рода авто значительно превосходил предшественников отечественного производства, причем даже тех из них, которые выпускались другими заводами. Превосходные рабочие показатели сделали его применение в СССР повсеместным:

  • габариты (ДхШхВ) — 5,715х2,28х2,13 м;
  • дорожный просвет — 24,5 см;
  • размер шин — 7,5:20;
  • снаряженная/полная масса — 2,71/5,15 тонн;
  • грузоподъемность — 2,5 тонны.

Трансмиссия изделия предусматривает наличие сухого сцепления с 1 диском, а также МКПП с 4-мя передачами, без дополнительного оборудования, например, синхронизаторов. Кабина представляет собой простое рабочее место, которое несмотря на отсутствие современных удобств, была значительно комфортнее, нежели у предыдущих моделей.

Заключение

Автомобиль ГАЗ-51 стал поистине уникальным грузовым транспортным средством в истории отечественного автопрома, повсеместно использовался в различных сферах благодаря отличным характеристикам. Используя зарубежный опыт, а также собственные наработки, инженерам ГАЗ удалось создать простой, надежный автомобиль, превосходящий многочисленные аналоги.

Читайте еще: