Кто придумал ГАЗ-66
Статья обновлена 11.07.2019
«Шишига» или «шишка» (как в просторечии окрестили ГАЗ-66 из-за труднопроизносимого «шесть-шесть») не нуждается в представлении. Не нужно быть военным, чтобы узнавать легендарный автомобиль, который до сих пор на ходу на балансе воинских частей и в сельском хозяйстве. По массовости выпуска, среди 2-осных полноприводных грузовых авто, 66-й модели нет равных – за 40 лет производства было выпущено порядка миллиона экземпляров (956 641 единица). Кто конструктор ГАЗ-66 – этой удачной (или все же – не очень удачной) модели? Когда речь идет о большой популярности, без красивых легенд не обойтись.
История создания автомобиля
«Шишига» – детище Горьковского автозавода (сборка совершалась также на Кременчугском автозаводе). Первые чертежи появились еще в 1957 году, однако реализовать «начертанное» не представлялось возможным из-за отсутствия необходимого по мощности серийного мотора. Поэтому на базе существующих наработок до 1962 г. был выпускаем ГАЗ-62. А к 64-му году подходящий мотор был найден (им стал ЗМЗ-513). И производство стартовало. Продлилось оно аж до 1999 года (массовый выпуск был завершен 4-мя годами ранее), когда с конвейера сошел финальный ГАЗ-66-11. История создания ГАЗ-66 не закупорилась в 64-м году, а развивалась все 40 лет, чему подтверждение – множество конструктивных изменений, отразившихся в многочисленных модификациях. Грузовик был удостоен наград:
- первое место на выставке «Современная сельхозтехника» (Москва, 1966 год);
- первое место на Международной выставке сельхозтехники (Германия, 1967 год);
- присвоение Знака качества (до этого ни один советский автомобиль не был удостоен знаменитого пятиугольника) в 69-м году.
На смену «Шишиге» пришла 3308-я модель («Садко»). Однако превзойти (как минимум, по численности) «шестьдесят шестую» ничто не сможет. И после развала «Союза» она незаменима в Погранвойсках, для ВДВ, в сельском хозяйстве не только в России, но и во всех бывших союзных республиках, куда активно экспортировалась десятилетиями.
Конструктор ГАЗ-66
Кто изобрел ГАЗ-66 также однозначно известно, как и источник вдохновения для разработчиков (американский «Додж» WC-51, который в «Союзе» был хорошо известен благодаря поставкам по ленд-лизу), однако ходит легенда, что изобрела его женщина, причем фамилия женщины-конструктора так и осталась неизвестной. Это не так: главный конструктор ГАЗ-66 – Просвирин А. Д. (изначально координировали конструкторскую работу Заворотный Р., немного позже – Образцов О.). Под его эгидой также разрабатывался ГАЗ-62, к которому ни военная промышленность, ни народное хозяйство никакого интереса не проявили (всего выпустили 69 единиц). Собственно, после этого все силы Просвириным были брошены на ГАЗ-66 (по заказу и с учетом пожеланий Минобороны). Откуда миф про женщину конструктора? Ну, только женщина могла придумать такую неудобную кабину, разместив ее над мотором, неудобный рычаг переключения скоростей (справа, чуть сзади от водителя) и в целом додуматься до многих нестандартных решений по конструкции.
Описание
Как и «Додж ¾», «Шишига» вобрал лучшее от джипа и грузовика одновременно: маневренность, легкость объединилась с неплохой грузоподъемностью (2 тонны при 3,47-тонной массе авто) и многофункциональностью. Грузовик воплощает несколько нестандартных решений:
- 2-местная кабина размещена над силовым агрегатом, что позволяет расширить площадь платформы (как показала эксплуатация в условиях войны, из-за такой конструкции при наезде намину у экипажа нет шанса выжить, поэтому поставки на Афганский фронт были прекращены, несмотря на то, что авто прекрасно справляется с гористой местностью);
- «запаска» крепится вертикально позади кабины (это позволило понизить платформу);
- система торможения оснащена гидровакуумными усилителями;
- гидроусилитель руля (не часто присутствует на малотоннажниках);
- давление в шинах регулируемо централизованной системой.
«Шестьдесят шестой» – рамный грузовик с цельнометаллическим кузовом. Модель оснащена V-образным «движком» от ЗМЗ на 8 цилиндров. Это позволяет быть грузовику достаточно проворным: допустимая по ограничителю скорость — 90 км/ч.
Модификации и технические характеристики
У 66-й модели много модификаций, ведь за 40 лет автомобилестроение развивалось и модернизации были необходимостью:
- ГАЗ-66А (выпускался до 66-го года, оснащен лебедкой, давление в колесах не регулируется централизованной системой);
- 34-я версия (существует только 7 опытных образцов с колесной формулой «6 на 6», с лебедкой и централизованной системной регулировкой давления в колесах);
- ГАЗ-66Б (опытная авиадесантная модификация, которая нашла свое серийное развитие в 66-04-й и 66-05-й модификациях; предусматривались откидная рама «лобовухи» и складная крыша);
- Модификация 66Д (сельскохозяйственная модификация, рассчитанная на агрегирование с бурильной установкой и самосвальным оборудованием);
- Модификация 66К (опытная модификация, изготовленная в количестве всего 1 единицы; рассчитана на эксплуатацию с активным полуприцепом);
- ГАЗ-66П (изготовленный в количестве 1-й единицы опытный экземпляр, который представляет собой седельный тягач);
- ГАЗ-66Ф (шасси под армейские спецкузовы, оснащенные системой экранирования);
- 66Э-я модификация (классическая 66-я модель, оснащенная системой экранирования);
- 66АЭ-я модификаация (сочетает наличие системы экранирования, лебедку и централизованное регулирование давления в колесах);
- ГАЗ-66-01 (улучшенная «классика» 66-я модель с бортовой платформой и централизованным управлением давления в колесах);
- ГАЗ-66-02 (по существу, ничем не отличается от 66-01-й модификации, но оснащен лебедкой);
- ГАЗ-66-03, -66-04 (централизованное управления давления в колесах отсутствует, установлена система экранирования);
- ГАЗ-66-05 (давление в колесах регулируется централизовано, лебедка присутствует);
- ГАЗ-66-11 (бортовой грузовик, используемый в том числе как вахтовый автобус; выпускался как шасси с кабиной);
- ГАЗ-66-12 (выпускался как шасси или бортовой грузовик, оснащен лебедкой и системой централизованного управления давлением в колесах);
- Версии 66-14, 66-15 (производились как бортовая версия либо шасси, часто использовались как фургоны, на которых монтирована система экранирования);
- 66-16-я модель (выпускался как бортовой грузовик или просто шасси с пределом по грузу – 2300 кг., имеет: обновленный мотор ЗМЗ-513.10, модернизированные односкатные колеса; на платформе отсутствуют надколесные шины);
- Модели 66-21, 66-22 (модификации для использования в народном, сельском хозяйстве грузоподъемностью 3500 кг., которая имеет деревянную платформу и оснащена сдвоенными задними шинами);
- ГАЗ-66-31 (предполагает агрегирование с самосвальным оборудованием);
- 66-40-я модификация (бортовой грузовик либо шасси с турбированным дизелем, имеются комплекты с лебедкой и без нее);
- ГАЗ-66-41 (дизельный (без наддува) бортовой грузовик или шасси, существующий в комплекте с лебедкой и без нее);
- ГАЗ-66-92 (модификация для суровых северных условий, с улучшенным отоплением, удвоенными стеклами и более емкой АКБ);
- Модификация 66-96 (универсальное шасси-тягач).
Отдельно производились модификации для местностей с тропическими (с 66-50 по 66-65 модификации по порядку) и умеренными (с 66-70 по 66-85 модификации) условиями. Также существуют спецмашины на основе 66-й модели: санитарный, дезинфекционно-душевой, командно-штабный грузовик, передвижная мастерская и сверхпроходимые автобусы.
«Шишига» (в тюркской мифологии так называют лешего) в любой модификации и комплектации – универсальная техника с высокой проходимостью. В управлении и комфорте, судя по отзывам, грузовик не имеет выдающихся черт, однако как маневренный вездеход с неплохой грузоподъемности с частном владении может быть полезным.
Читайте еще: