Технические характеристики КАЗ-4540
Статья обновлена 07.10.2020
Самосвал КАЗ-4540 производили на Кутаисском автозаводе (Грузия) с 1984 по 1995 гг. История «Колхиды» — это история амбициозного и перспективного проекта, реализация которого столкнулась с типичными проблемами советской экономики.
В наши дни рабочих экземпляров остались считанные единицы, а сохранивших заводскую комплектацию — ещё меньше.
Описание автомобиля КАЗ-4540 «Колхида»
КАЗ 4540 Колхида был спроектирован как первый в СССР грузовой автомобиль для нужд сельского хозяйства. Мощный и проходимый, приспособленный для использования с зерно- и хлопкоуборочными комбайнами, он полностью отвечал потребностям аграрной промышленности. В частности, его минимальная скорость и проходимость были подогнаны под показатели сельхозтехники (2 км/ч). Разгрузка на три стороны, вместительный прицеп с возможностью перевозить до 12 т, полный привод — для 80-х годов Колхида была поистине революционным проектом.
Разработчики создали не только надёжный, но и комфортабельный автомобиль.
Для удобства водителя были предусмотрены:
- стартер с кнопочным выключателем;
- гидроусилитель рулевого управления;
- противотуманные фары;
- вентиляция и обогрев кабины.
По современным стандартам этого, бесспорно, недостаточно даже для базовой комплектации, но тридцать-сорок лет назад о комфортабельности грузовых перевозок мало кто задумывался. Также разработчики позаботились о том, чтобы увеличить пространство кабины, устроить место для сна и отдыха и улучшить расположение органов управления.
К каждому автомобилю прилагалась книга с подробным изображением всех узлов и механизмов и указаниями по самостоятельному ремонту.
На платформе КАЗ-4540 также были разработаны:
- машина для внесения минеральных удобрений;
- фургон-рефрижератор;
- бортовой грузовик;
- пожарный автомобиль;
- войсковые транспортные средства и установки боевой техники.
Большинство этих разработок остались на бумаге из-за крайне низкого качества сборки, обеспечившей Колхиде дурную репутацию. Но об этом ниже.
Устройство КАЗ-4540
При разработке автомобиля был реализован ряд инновационных для того времени технических решений. Грузовики КАЗ 4540 получили мощный дизельный мотор, бескапотное исполнение, равную развесовку между мостами. Полный привод с возможностью блокировки дифференциала задней оси обеспечивал превосходную проходимость по полям и грунтовым дорогам.
КПП была отделена от двигателя карданным валом и расположена посередине машины, что позволило распределить вес поровну между передним и задним мостом и, следовательно, облегчило поддержание оптимального давления в шинах.
Моторы для Колхид собирали на Ярославском автозаводе. Дизельный 6-тицилинровый ЯМЗ-КАЗ 642 был ещё одной новинкой — в те времена только начали рассматривать дизельные двигатели как перспективную альтернативу бензиновым. Располагался он над передней осью, под водительским сиденьем.
Особенности конструкции должны были обеспечить такие технические характеристики КАЗ 4540, чтобы автомобиль полностью закрыл потребность аграрной промышленности в грузоперевозках.
К сожалению, качество сборки оказалось настолько низким, что перечеркнуло усилия разработчиков. Экземпляры, сошедшие с конвейера Кутаисского автозавода, не то что не вырабатывали положенный ресурс — в ряде случаев они даже не доезжали до места эксплуатации без ремонта.
Почти сразу выявлялись недостатки в работе топливного насоса и пневмопривода сцепления, протечки масла и рабочих жидкостей, а автоподводка тормозных колодок отказывала на грязных дорогах. Были проблемы с механизмом подъема кабины.
В результате КАЗ снискал себе славу одного из самых неудачных автомобилей советского автопрома. Производство существовало так долго только за счёт принудительного распределения «передовой разработки» по колхозам и совхозам, где на них работали с большой неохотой. При этом устройство и дизайн автомобиля продолжали дорабатывать: принципиальных изменений в конструкции не было, но, например, кабина получила более жёсткие, квадратные формы по сравнению с первыми моделями. Это хорошо видно на фото автомобилей.
Ещё одна проблема, с которой столкнулись заказчики КАЗов — отсутствие запчастей. Если первые модели были совместимы с ЗИЛами, то вскоре ремонтировать их стало попросту нечем. Гордость советского автопрома простаивала и ржавела по совхозам. Отчасти поэтому сохранилось так мало рабочих экземпляров и ни одного — в заводской комплектации.
Технические характеристики самосвала
Габариты:
- длина — 6 810;
- ширина — 2 500;
- высота — 3 740 мм.
Размеры кузова:
- длина — 4 400 мм;
- ширина — 2 320 мм;
- высота — 680 мм.
Двигатель — дизельный:
- мощность — 155 л. с.;
- объём — 8,14 л.
Прочие особенности:
- Грузоподъёмность – 6 тонн.
- Масса буксируемого прицепа – 9 тонн по грунту, 11,5 тонн – по дорогам с твёрдым покрытием.
- Привод: 4 х 4 (постоянный).
- Коробка передач — механическая, 8 ступеней.
- Максимальная скорость — 80 км/ч.
- Вес в снаряженном состоянии — 3 610 кг.
- Расход топлива — от 25 до 50 л / 100 км.
- Объём топливного бака — 250 л.
Заключение
История Колхиды — история превосходной разработки, которой не суждено было реализоваться в рамках планово-распределительной системы. Сегодня увидеть эту модель можно главным образом у автолюбителей-энтузиастов.
Впрочем, тюнинг КАЗ 4540 не пользуется особой популярностью — доработка и эксплуатация автомобиля требует слишком больших затрат. Цена колеблется от 80 до 250 тыс. руб.
Читайте еще: