Актуальная статья

Самодельный ручной плуг

Статья обновлена 30.06.2019

Плуг – это орудие, предназначенное для того, чтобы вспахивать почву и поднимать целину. Он был изобретён ещё в III веке до нашей эры. Впоследствии конструкция серьёзно видоизменялась, включая материал – если ранее использовалось дерево, то затем перешли на металл. Плуг можно купить готовый – благо, с предложением сейчас нет никаких проблем. Однако, качество таких изделий (как отечественных, так и китайских) оставляет желать лучшего. Некоторые решают изготовить плуг для мотоблока своими руками – это обойдётся значительно дешевле. Вдобавок, если сделать оборотный плуг своими руками, он будет значительно крепче и надёжнее фабричного.

Описание техники

Самый распространённый тип – это лемешной. Его конструкция довольно проста и стара, однако, достаточно эффективна. Есть и другие (дисковые, ротационные, комбинированные и чизельные). Вот какие виды тяговой силы сейчас используются:

  • мотоблоки или минитракторы (наиболее часто);
  • лошади (заметно реже). Их применяют там, куда трактор не заедет;
  • канаты. Необходимы, когда нужно обрабатывать местность, на которой конь не справится (много болот, сильный уклон и т.д.).

Также есть плуги, работающие от электрической сети. Изготовить электро плуги своими руками вполне возможно, мотор подходящей мощности найти сейчас легко.

Плуг на мотоблок
Многие изготавливают плуг самостоятельно

Составные части плуга делятся на две группы:

  • рабочие (корпус, предплужник и нож);
  • вспомогательные (рама, регулируемое по высоте опорное колесо, а также навеска, которой самодельный плуг для минитрактора или мотоблока крепится к своему движителю).

Принцип действия заключается в том, что плуг как бы «вспарывает» землю, затем переворачивает её, рыхлит и одновременно — создаёт борозду с аккуратными, ровными, стенками. Именно поэтому к остроте ножей предъявляются особые требования – ведь в противном случае, агрегат не сможет нормально выполнять поставленные перед ним задачи.

Обязательно почитайте:  Виброплита с электродвигателем своими руками

Технические характеристики

Характеристики:

  • глубина вспашки – от 16 до 30 см, (зависит от конструкции);
  • угол установки лемеха — 22-30 ко дну борозды, 35-45 к плоскости борозды;
  • ширина захвата – 25-100 см.

Изготовление своими руками

Существует два варианта того, как сделать для мотоблока плуг. Первый – полностью сделать всё самостоятельно. Это довольно сложно, ведь форма у некоторых деталей плуга является нелинейной, изгибов у неё – множество. А согнуть толстый металл определённым образом получится далеко не у всех. Поэтому многие поступают иначе. Покупают корпуса (они есть в продаже в достаточном количестве), а вот остальные части изготавливают самостоятельно.

Чертежи

Чтобы сделать ручной плуг своими руками, обязательно требуются чертежи и размеры. В Интернете уже есть несколько вариантов различных конструкций (а также видео ролики), которые вполне можно использовать для постройки. Если же предложенные «всемирной паутиной» идеи по той или иной причине не устраивают, то при желании и наличии соответствующих знаний можно создать и свои. Или же попросить знакомого либо приятеля, заплатив ему за труды некую сумму. Только нужно обязательно учесть, с какой техникой будет использоваться плуг.

Уже имея на руках готовый чертеж плуга, следует нарисовать шаблон выкройки (на плотной бумаге либо картоне). Затем – перенести его уже на металл и вырезать заготовку при помощи болгарки.

Чертежи плуга
Для работы необходим подходящий чертеж

Необходимые материалы и инструменты

Как правило, для изготовления плуга используют буквально всё, что есть под рукой, или то, что можно приобрести на «блошиных рынках» за сущие копейки. То есть, фактически, металлолом. Некоторые действительно отправляются в пункты приёма металлолома и находят нужные вещи там. И в данном случае это вполне оправдано. Скажем, если нужна толстая полоса металла для усиления режущей части плуга, умельцы применяют диск от циркулярной пилы или рессору от автомобиля «Москвич».

Для защиты металла от ржавчины приобретают недорогие, но достаточно эффективные составы (например, преобразователь ржавчины – ортофосфорную кислоту), грунтовки, а также простые «заборные» краски вроде ПФ-116.

С инструментами и оборудованием, как правило, тоже проблем не будет ни у кого – они уже есть практически в любом гараже, тот, кто раздумывает, как сделать плуг, может не переживать на этот счёт. Понадобятся ключи (в наборе или «россыпью»), тиски, молоток и другие простые предметы. Металлорежущий инструмент (например, болгарку), если его ещё нет, можно приобрести самому, позаимствовать у знакомых или взять напрокат в специализированных фирмах за умеренную плату. Детали соединяют друг с другом при помощи сварки либо болтов.

Порядок сборки

Работа проходит по следующему алгоритму:

  1. Сперва по отдельности изготовить все необходимые элементы (лемех, отвал и т.д.).
  2. Приварить к металлическому листу (размер — примерно 50х50 сантиметров) лемех и боковой щиток.
  3. Примерить к лемеху отвал. Если видны какие-либо несоответствия (углов и/или плоскостей), то отвал приводят в порядок. Затем – лишь немного прихватить сваркой к боковому щитку и задней части лемеха.
  4. На щиток наваривают распорную планку, а также пластина основания, к которой, в свою очередь, приваривают упорные уголки для лемеха.
  5. Если всё в порядке – плуг сваривают уже полностью.
  6. Металлический лист отделяют зубилом или болгаркой.
  7. Сварные швы зачищают, а лемех и отвал шлифуют по помощи шкурки.

Заключение

Если сделать самодельный двухкорпусный плуг для мини трактора грамотно, то он прослужит своему владельцу много лет. Проектируя роторный плуг своими руками, нужно обязательно понимать для каких целей будет использоваться агрегат и на какой почве. А действовать следует именно исходя из этих данных. Так, если речь идёт о небольшом плуге для стандартных шести соток, то какая-то суперпрочность здесь не нужна – такой плуг будет слишком тяжёлым. Лучше изготовить его полегче и через несколько лет провести ремонт, чем на протяжении этих лет самостоятельно таскать конструкцию, или мириться с повышенным расходом топлива мотоблока.

Читайте еще: