Технические характеристики МАЗ-500
Статья обновлена 19.05.2019
МАЗ 500 – серия автомобилей, выпускаемых Минским автозаводом с 1963 по 1977 годы. Они пришли на смену послевоенной 200 серии. С приходом шестидесятых, которые принесли расцвет советской экономики, возникла потребность в новых грузовиках – более компактных, маневренных и эффективных. Благодаря кропотливой работе конструкторов, длительным испытаниям и хорошему качеству сборки автомобили 500 серии стали легендой советского автопрома, а сама серия вошла в историю как «золотая».
Описание МАЗ-500
Первые образцы сошли с МАЗовского конвейера в 1958 году. Пять лет их испытывали в разных условиях, вносили в конструкцию доработки и, наконец, выпустили в серийное производство. Новый автомобиль оказался высоко востребован. В нём был реализован целый ряд инновационных для того времени решений, в том числе бескапотная компоновка (кабина была размещена над двигателем). Благодаря этому удалось увеличить размеры грузовой платформы, почти не меняя габаритов автомобиля, а также улучшить обзор для водителя. Бескапотная компоновка позволяет сразу узнать МАЗ 500 на фото, а ещё дизайнеры снабдили кабину узнаваемыми козырьком и решёткой радиатора.
Модификации
Бортовой грузовик с деревянной платформой стал базовой моделью целого семейства автомобилей, предназначенных для перевозки самых разных грузов.
- МАЗ-505 — военный полноприводный грузовик со съемным тентом.
- МАЗ-500В оснащался металлической платформой с откидными сиденьями и съемным тентом. Был выпущен ограниченной партией по заказу Минобороны СССР.
- МАЗ-500Г отличался увеличенной базой для перевозки длинномерных грузов.
- МАЗ-500С (МАЗ-512) и МАЗ-500Ю (МАЗ-513) – соответственно северный и тропический варианты. Оснащались улучшенной теплоизоляцией кабины.
- МАЗ-500Ш — шасси для установки спецоборудования. По желанию заказчика машину превращали в бензовоз, топливозаправщик, бетономешалку, автокран и пр.
- МАЗ-503. Самосвал МАЗ 500 получил отдельную маркировку и в свою очередь стал базой для серии грузовых автомобилей для перевозки сыпучих материалов, грунта и скальных пород.
- МАЗ-504 — седельный тягач для магистральных перевозок внутри страны
- МАЗ-509 – лесовоз. Работал с прицепами-роспусками ГКБ-9383 и ТМЗ-803М.
МАЗ полностью закрыл потребности в грузовых автомобилях различного назначения. Новые грузовики развозили товары по магазинам, работали на карьерах и лесоразработках, возили грузы между городами и республиками.
Технические характеристики самосвала
Габаритные размеры:
- длина – 7140 мм;
- ширина – 2500 мм;
- высота – 2650 мм.
Размеры грузовой платформы (внутренние):
- длина – 4810 мм;
- ширина – 2480 мм;
- высота – 605 мм.
Объем кузова — 8,2 м3. Грузоподъемность – 8000 кг. Масса прицепа или полуприцепа с грузом – 12000 кг. Полная масса – 14825 кг. Двигатель – ЯМЗ-236 (четырехтактный, шестицилиндровый):
- объём – 11,15 л;
- мощность – 180 л. с.
Топливный бак – 200 л. Максимальная скорость – 85 км/ч. Расход топлива – 22 л / 100 км.
Устройство автомобиля
Технические характеристики МАЗ 500 разрабатывались с таким расчётом, чтобы на выходе получить автомобиль с максимальными показателями эффективности и надёжности. Новые МАЗы должны были успешно работать в жару и мороз, на разбитых дорогах, в карьерах и на лесоразработках, а у водителей должны была быть возможность устранить возможные поломки самостоятельно. Успех обеспечили два условия: простота конструкции и высокое качество сборки. Не обошлось и без подводных камней – ради надежности пришлось пожертвовать комфортом, но по тем временам это был разумный шаг.
На все автомобили 500 серии устанавливались ярославские моторы ЯМЗ-236. Четырехтактный, шестицилиндровый двигатель работал на бензине и обеспечивал мощность 180 л. с., что и по нынешним временам неплохо для грузовика. Охлаждение обеспечивали мощный радиатор, вентилятор и водяной насос. Контроль температуры осуществлялся при помощи термостатов и дистанционного термометра.
Расположение мотора под капотом облегчало обогрев кабины и позволило увеличить длину грузовой платформы и, следовательно, грузоподъемность. Также на увеличение грузоподъемности сработала улучшенная конструкция кузова: рама теперь располагалась на мостах, а передний мост был полностью переделан, чтобы выдерживать повышенную нагрузку. Бескапотная компоновка существенно увеличила давление на этот узел.
Автомобили оснащались пятиступенчатой механической коробкой передач. Сцепление – сухое двухдисковое. Рулевой механизм – с гидроусилителем. Задняя и передняя подвески – рессорного типа. Привод – задний.
Кабина за счёт бескапотной компоновки располагалась высоко, что обеспечивало водителю хороший обзор. Кресел было три: водительское и два пассажирских, также было предусмотрено спальное место. Конструкторы улучшили эргономику приборной панели и органов управления, а также снабдили салон цветной обивкой в спокойных оттенках.
К каждому автомобилю прилагалось руководство по эксплуатации, где было подробно описано устройство автомобиля и даны указания по самостоятельному ремонту, от замены фильтров до такой непростой операции, как регулировка сцепления или ремонт двигателя.
Заключение
В наши дни автомобили 500 серии, безусловно, устарели, однако подержанные экземпляры и запчасти для них всё ещё можно приобрести. Сегодня МАЗы 500 серии используют ограниченно, однако их можно увидеть в автопарках небольших предприятий и на приусадебных участках, особенно в регионах и ближнем зарубежье. Очень часто автовладельцы относятся к ним бережно, делают тюнинг салона для повышения комфорта и вносят незначительные улучшения в конструкцию. Посмотреть, как работают «оригинальные» и тюнингованные машины, можно на фото и видео.
Читайте еще: