Технические характеристики Урал 5557
Статья обновлена 27.01.2019
«Урал-5557» — настоящий челябинец: не только по происхождению (завод-производитель располагается в г. Миасс), но и по выносливости. За счет превосходной проходимости большим успехом самосвал-тягач пользуется в сельском хозяйстве. Неслучайно в народе его прозвали «Урал-сельхозник». Однако этим его функционал не ограничивается, ведь «Урал-5557» – базовая модель, специализированные модификации которой производятся по сегодняшний день.
Об истории создания модели
История «Урал-5557» начинается с 1984 года, когда с конвейера сошел первый автомобиль. Образцом для его создания стал «Урал-4320» – военный грузовик. 5557-я модель изначально проектировалась под сельскохозяйственные нужды, хотя и позаимствовала некоторые черты предшественника (колесная база «6 на 6», полный привод, обустройство кабины и во многом даже экстерьер). В результате получился универсальный грузовик (возможна установка не только самосвальной платформы, но и монтирование различного спецоборудования) с потрясающей проходимостью и способностью к нормальной работе в условиях Севера. Один из вариантов эксплуатации модели – пожарный «Урал-5557», который используют для тушения пожаров в промышленных масштабах.
Классический 5557-й «Урал» уже не производится, но продолжает жить в модификациях. С 1994 года производится строительный «Урал-55571» с задней разгрузкой. В 2010 году на основе 5557-й модели был произведен грузовик «Федерал-42590» – бронированная версия, используемая МО и МВД для спецопераций. В 2015 году вышла самая последняя «доработка» модели («Урал-NEXT»), которая отличается новой кабиной. В разработке конструкторы ориентировались на дизайн «ГАЗ-NEXT».
Назначение и сфера применения
На шасси «Сельхозника» предполагается установка различного спецоборудования, поэтому сфера применения не стесняется только сельским хозяйством. Авто можно использовать как:
- самосвал (преимущественно, 1-сторонняя разгрузка, в модификациях и 2- и 3-сторонняя);
- передвижную мастерскую;
- автофургон (в том числе для перевозки людей);
- топливозаправщик, транспортировщик автоцистерн;
- спецмашину для коммунальных и дорожно-коммунальных служб с соответствующим ремонтным или строительным оборудованием, автокран (КС-35714);
- пожарный транспорт;
- платформу для буровой установки (нефтегазовая промышленность);
- лесовоз.
Преимущество «Урал-5557» – высокая проходимость, которая позволяет транспортировать грузы по бездорожью. Поэтому увидеть авто на трассе труднее, чем на строительстве или прокладке дорог в регионах, где дорог нет вовсе.
Технические характеристики Урал-5557
Технические характеристики «Урал-5557» воплощают два принципа: простота и сила. Большая часть узлов и агрегатов унифицирована. Но эта маленькая «экономия» никак не влияет на тяговые параметры. 5557-я модель была создана, чтобы работать при +45 С0 также, как и при –45 С0.
Устройство
В классическом варианте «Сельхозник» – это шасси с кабиной на три места (спальник отсутствует). К шасси, благодаря быстроразъемным соединениям, прицепляется платформа. Установленные в кабине гидроцилиндры позволяют управлять открытием и закрытием борта при подъеме платформы. Сигнал на манипуляции с платформой подается через сложную гидравлическую систему, в которую входят:
- телескопический цилиндр на 3 ступени;
- агрегат для распределения;
- бак;
- гидроцилиндр для управления положением борта.
Салон, приборная панель, размещение датчиков позаимствованы у предшественника – «Урал-4320». Высота размещения водителя и уровень обзорности достаточны, чтобы обеспечить если не комфорт, то безопасное управление. Тормозная система на 2 контура (разведена по мостам), пневмогидравлическая.
Особенность «Сельхозника» – шины. Во-первых, регулирование давления в них централизовано. Во-вторых, устанавливаются низкопрофильные шины, что существенно повышает показатели по проходимости авто. «Урал-5557» обладает неплохими параметрами по динамике: предельная скорость – до 75 км/ч, минимальная – 2 км/ч. Если на пути грузовика лужа в 0,7 м – он ее преодолеет. Не является помехой и подъем под углом до 400.
Габариты
Габариты автомобиля:
- Длина – 4,7 м.
- Ширина – 2,5 м.
- Высота – 2,65 м по кабине, 3,5 – максимальная по кузову.
- Клиренс – 0,36 м.
- Радиус разворота – 10,8 м.
- Грузоподъемность – 7 т, для прицепа на буксире – 11,5 т.
- Вес машины – 16,3 т.
Характеристики кузова: площадь – 10,3 м2, объем – 17,5 м3; платформа опускается за 20 секунд, поднимается с грузом – за 15 секунд.
Двигатель
Изначально «сердце» 5557-й модели «Урала» представлял «КамАЗ-710.10». Но с появлением соответствующих дизельных агрегатов, «Сельхозник» стали производить с двигателем ЯМЗ-236 в двух вариациях.
ЯМЗ-236НЕ2:
- мощность агрегата – 230 «лошадей»;
- крутящий момент (предельный) – 882 Нм.
ЯМЗ-236М2:
- мощность агрегата– 180 «лошадей»;
- крутящий момент – 667 Нм.
Прочие важные параметры вариаций сходны:
- объем – 11,15 л;
- цилиндры расположены V-образно;
- наличие турбонаддува;
- охлаждение совершается при помощи жидкости.
Обе модели следуют «Евро-2» по экостандартам. С такими агрегатами ориентировочный расход топлива на 100 км – около 27 л при 40 км/ч (объем топливного бака – 200 литров). На более современные модификации «Сельхозника» ставят ЯМЗ-563, -353622 или — 65654. Они рассчитаны на выполнение правил «Евро-4».
Электрооборудование
Схема электрооборудования «Урала-сельхозника» стандартная однопроводная. Источник питания:
- • 2 батареи массой в 71 кг каждая (напряжение 12В);
- • генератор: напряжение (номинальное) – 28В; ток – 47А; мощность 1000Вт.
Генератор снабжен регуляторами напряжения. Соединение батарей – последовательное. «–» источников и потребителей электроэнергии подсоединяется к «массе» авто. Электросхема включает такие стандартные потребители, как освещение, спидометр, тахометр и пр.
Раздаточная коробка
Раздаточная коробка у «Сельхозника» (как и у 4320-й модели) до 1994 года устанавливалась «КамАЗовская»: «КамАЗ-141». После 1994 года, в связи со сменой мотора, – от ЯМЗ: ЯМЗ-236 и -2361. Коробка передач механическая, включает пять режимов для езды вперед и один – назад. Регулировка сцепления при пробуксовке или неполном выключении совершается с учетом того, что полный ход педали – 19,5 см, а свободный – не более 5-6 см. Для этих целей среди инструментов должен иметься специальный регулировочный болт.
При поломке «Сельхозника» проблемы с поиском деталей не возникнет, каталог запчастей доступен на отечественном рынке во всем ассортименте.
Цена автомобиля
Купить «Урал-сельхозник» б/у можно по всей России, несмотря на то, что производился он небольшими партиями. Ценовой диапазон широк – от 200 тыс. рублей до 500 (в зависимости от типа разгрузки, установленного оборудования и года выпуска). Последняя модификация «Сельхозника» – «Урал-NEXT» – обойдется в 10 раз дороже:
- топливозаправщик – более 3,6 млн. рублей;
- самосвал – от 3 млн. рублей (в зависимости от типа разгрузки);
- с краном-манипулятором и бортовой платформой – около 5 млн. рублей.
Приобрести новую 5557-ю модель в связи со снятием ее с производства фактически невозможно.
Аналоги
К «Сельхознику» технически и функционально более всего близки:
- «Волат-652511», также связанный с военным автомобилестроением;
- «КамАЗ-65111».
Эти модели наделены высокой проходимостью, имеют колесную формулу «6 на 6», полноприводные. «КамАЗ-65111» более современен (производится только с 2003 года), вывозит большую массу груза, однако по проходимости и мощности уступает.
В отличие от последних «доработок», классический «Сельхозник» имеет преимущественно положительные отзывы, хоть и лишен навороченной кабины. За что хвалят? В основном за высокую проходимость. И неслучайно: в истории Уральского автозавода это знаковый автомобиль, с которого начинается линейка грузовиков «Урал» с низкопрофильными широкими шинами. И раз уж до сих пор машина пользуется спросом – значит, сделали на славу.
Читайте еще: